Нужен ли храм над могилами?

Посещая кладбища в Самарканде, в последнее время был поражен странной тенденцией возведения целых мемориалов на могилах обычных самаркандцев. Размышляя над увлечением живых по увековечиванию мертвых, невольно вспомнились факты из мировой истории…

Мы хорошо знаем, как хоронили фараонов и разных вельмож в Древнем Египте – пирамиды Хеопса и других тому пример. Древние скифы свою знать хоронили вместе с дорогими украшениями, обиходными вещами и даже вместе с лошадью, насыпая огромные курганы сверху.

Кстати, само слово «мавзолей» появилось около 350 года до нашей эры и связано оно с именем царя-тирана малоазийского государства Карии Мавсолом. После смерти царя его супругой Артемисией в г.  Галикарнасе над могилой мужа был возведен почти пятидесятиметровый храм. Таким образом храм над могилами стали называть мавзолеями.

Мавзолей в древнем Иране впервые был выстроен в VI веке до нашей эры, императором ахеменидов Кира великого, затем в VII веке над могилой шестого имама шиитов Муса Казем (Имам Реза) в городе Мешхеде. В XV веке над гробницей Амира Темура и его потомков в городе Самарканде также был возведён мавзолей, под названием Гури Миром (от таджикского слова обозначающий «могила эмира»).

Терракотовая армия - название захоронения, расположенное в горе Лишань, пригороде Сианя в Китае, близ мавзолея императора Цинь Шихуанди. 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей должны были защищать императора в его загробной жизни. Считается, что археологическая находка построена примерно в 240 года до н. э. По свидетельству тогдашнего историка Сыма Цяня к созданию мавзолея было привлечено более 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось оно 38 лет.

В Самарканде имеются построенные по указанию Амира Темура мавзолеи родственникам и вельможам в некрополе Шахи-зинда, а также над мощами пророка Даниила (Данияра), привезенными из Ирака.

В разных странах возводились мавзолеи над могилами великих поэтов и ученых. Так, в иранском городе Хамадана есть мавзолей над могилой Авиценны, в Нишапуре воздвигнуты они в честь поэта Омара Хайяма и Фариддуна Аттара, в городе Ширазе в честь Саади и Хафиза, в Тусе – в честь Фирдоуси. В Газни (Афганистан) возведен мавзолей поэту Унсури (XI – XII вв.), в Герате - поэтам Джами и Навои (XV век).

В Индии шахом Джаханом – потомком Бабура - в Агре над могилой его супруги Мумтаз Махал (1652 год) сооружена великолепная гробница Тадж-Махал, называемая в мире одним из чудес света.

Вожди коммунистической партии для увековечивания культа личности стали заимствовать эту традицию погребения. Впервые такой мавзолей был выстроен в честь Владимира Ильича Ленина в столице СССР - Москве. Китайские коммунисты после смерти своего лидера Мао Цзэдуна построили ему мавзолей в Пекине. Подобные сооружения построены во вьетнамском Сайгоне в честь их вождя Хошемина и в северокорейской столице Пхеньяне в честь вождя Ким Ир Сена и его сына Ким Ченг Ира.

В истории, вопреки этой тенденции, некоторые главы государств и религиозные деятели завещали хоронить их в скромных могилах. Например, основатель династии Саффаридов Якуб ибн Лейс, умерший в 879 году, при жизни вел скромный образ жизни, а перед смертью завещал похоронить на простом кладбище в иранском Нишапуре, при этом, чтобы его могилу не возвышали над землей, дабы всегда быть под ногами у благочестивых паломников.

Вообще во всех мировых религиях - иудаизме, буддизме, христианстве и исламе – отмечается, что все люди смертны, независимо от чинов и ранга перед богом равны, а потому не должны выделять себя, бренные же останки должны покоиться в земле без возвеличивания.

Но, как видим, в наше время об этих наставлениях многие позабыли. На могилах устанавливают огромные надгробия, чтобы показать не сколько величие покойников, а свой достаток. Зачастую указывают в надписях на этих надгробиях себя и свою щедрую «заботу». Такое можно наблюдать у нас, в крупных городах России и других странах СНГ.

Побывав в США, странах Европы, я заметил, что при погребении и возведении надгробий соблюдаются определенные нормы, поэтому надмогильные сооружения выглядят незатейливо и особо не отличаются друг от друга. Может, и нам стоит подумать над этой стороной бытия, проявляя больше заботы и внимания своим близким и родным при жизни, а не после их смерти?

Муминбек СУЛТАНОВ,

г. Самарканд.