Новые конституционные ориентиры

В истории Узбекистана можно выделить два блестящих периода Возрождения. Первый Ренессанс (IХ-ХII века) ознаменован бурным развитием науки, культуры и искусства, торжеством идей просвещения. Именно тогда творили известные ученые и мыслители, обладавшие широкими знаниями, внесшие огромный вклад в мировую сокровищницу науки, в общечеловеческую цивилизацию. Второй Ренессанс (ХIV - ХVI века) известен как «Ренессанс Темуридов», когда просвещение, культура и искусство получили новое развитие, земля Узбекистана породило всемирно известных интеллектуалов, достигнуты научные успехи мирового значения.

Курс на развитие науки и просвещения, культуры и духовности продолжен и в современном Узбекистане – сегодня закладывается фундамент третьего Ренессанса, нового Возрождения. Основная идея третьего Ренессанса заключается в достижении процветания страны, основанного на развитии современной науки и просвещения. Наше будущее видится именно в просвещении, духовности и высокой культуре. Значение возрождения, как фундамента национального прогресса, трудно переоценить. Она вобрала в себя идеи и цели, основанные на самых передовых научных и духовных воззрениях, ценностях и принципах.

Сегодня идея третьего Ренессанса объединяет общество, она приобрела характер национальной идеи. Все стратегические задачи развития страны исходят из ее цели - создать фундамент успешного развития и процветания Узбекистана. Образование, воспитание, наука и культура составляют четыре основных опоры третьего Ренессанса. Именно педагоги, научная и творческая интеллигенция являются проводниками и творцами эпохи нового Возрождения. 

С обретением Узбекистаном независимости 31 августа1991 года встал вопрос разработки и принятия полноценной Конституции в соответствии с целями и задачами формирования новой государственности и демократического переустройства общества. Правовым базисом же возрождения страны на нынешнем этапе развития является ее Основной закон. Конституционный закон «О Конституции Республики Узбекистан», принятый на референдуме 30 апреля, вступил в силу. В соответствии с законом, вместо Конституции Узбекистана, принятой 8 декабря 1992 года, утверждается ее новая редакция. Ее принятие стало логическим продолжением проводимых реформ, направленных на реализацию принципа «человек – общество – государство». Данный принцип учитывает изменение парадигмы служения государства народу: «Государственные органы должны служить народу, а не народ государственным органам».

Обновление Конституции Узбекистана стало логическим результатом ряда последовательных эволюционных изменений законодательства, осуществленных для правового обеспечения развития нового Узбекистана, совершенствования организационно-правового механизма защиты прав и законных интересов граждан страны. Общепризнанно, что Конституция не является неизменным, «застывшим» актом, который не подлежит обновлению. Понятно, что если возникает необходимость в изменении конституционных положений, если такое обновление вызвано жизненной необходимостью, то следует ее модернизировать, приводить в соответствие с потребностями времени. Конституционная модернизация при этом должна быть основана на эволюционном развитии общественных процессов, происходящих в Узбекистане, должна скорректировать новые цели и задачи, которых нужно достичь в будущем, отражать правовые черты нового общества и государства.

Идея обновления Основного закона страны возникла в результате тщательно проведенного анализа социально-экономического, правового, технологического, духовного и иного состояния общества, имеющихся вызовов и угроз, а также потребностей дальнейшего реформирования страны. Реальное историческое значение модернизации Конституции заключается в том, что она не просто юридически закрепляет достижения страны, а в том, что в ней определены приоритеты и перспективы ее дальнейшего развития.  

В ранее действовавшей редакции Конституции содержалось 128 статей, в новой – 155 статей. Объем Конституции увеличился на 65 процентов. В три раза увеличен объем норм, касающихся социальных обязательств государства, закреплено положение о том, что «обеспечение прав и свобод человека является высшей целью государства». В новой Конституции Узбекистан впервые определяется как социальное, светское и правовое государство. Важнейшим положением Конституции стала норма о действии ее принципов и предписаний напрямую и независимо от принятия или наличия соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов. Принципы международного права, положенными в основу внешней политики Узбекистана, указаны «территориальная целостность» и «мирное урегулирование споров».

В Основном законе существенно расширены механизмы обеспечения прав и свобод человека, свободы печати, слова, совести и убеждений, особо указано, что государство защищает эти ценности и является их гарантом. Основной закон закрепил принцип - «достоинство человека, его основные права и свободы неприкосновенны, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В ней нашли отражение нормы, предполагающие приоритет прав и свобод человека, а функцию их обеспечения и защиты - высшей задачей государства.

Следует отметить, что сущность новой Конституции базируется на идее - «Во имя чести и достоинства человека». Ее положения вытекают из главного принципа осуществляемых в последние годы реформ, отраженного в модели: «человек — общество - государство». Данный принцип становится основополагающей конституционной ценностью новой Конституции, а честь и достоинство человека поставлены во главе угла конституционной реформы. 

Конституция впервые закрепила право на получение квалифицированной юридической помощи, право на жилище и право на благоприятную окружающую среду. Детализирована статья, регламентирующая защиту прав обвиняемых в совершении преступления – закреплено их право на молчание, при этом все сомнения в виновности будут разрешаться в пользу подозреваемых. Впервые прямо зафиксировано, что обвиняемый вправе не свидетельствовать против себя. Особое значение имеет норма о праве на гуманное обращение лиц, лишенных свободы. Согласно прежней редакции Конституции правом на свободное перемещение по стране обладали только граждане Узбекистана, теперь оно распространено на всех, кто на законных основаниях находится в государстве.

В числе правовых новелл – право на равный доступ к государственной службе. Прямо запрещены любые формы детского труда, которые представляют угрозу для ребенка и мешают ему получать образование, ущемление прав женщин путем отказа в приеме на работу, а также увольнения и снижения зарплаты.

Основной закон определил, что без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов, закрепил положение о том, что ограничение свободы возможно только на основе решения суда. Повышен статус адвокатов, закреплены их равенство со следователем и прокурором и соответствующие их правомочия. При этом, если законность и обоснованность задержания не доказана в суде, лицо должно быть немедленно освобождено (принцип «Хабеас корпус»). Конституционное закрепление института «Хабеас корпус» гарантирует незыблемость неприкосновенности личной жизни, частной собственности и жилища, оно подтверждает недопустимость ограничения данных прав без судебного решения. При задержании человеку должны быть ясно объяснены его права и основания задержания (принципы «правил Миранды»). 

На государство возлагается обязанность обеспечивать в стране благоприятный инвестиционный климат. Отмечено, что на территории страны гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансов.

Согласно новой редакции Основного закона, никто не может быть лишен жилья без решения суда, государство должно создавать условия для полноценного использования лицами с ограниченными возможностями объектов и услуг в социально-экономической и культурной сферах, оказывать им помощь в трудоустройстве и получении образования, а также предоставлять им возможность беспрепятственно получать необходимую информацию.

В новой редакции серьезное внимание уделено вопросам социальной защиты населения, обеспечению прав женщин и детей. Закреплены нормы об обеспечении доступа к образованию, здравоохранению и культурным ценностям, права на получение гарантированного объема медицинской помощи за счет государства. На государство возлагаются обязательства, направленные на сокращение бедности и безработицы, создание социально-экономических, правовых и иных условий для разностороннего развития семьи.

Расширены полномочия парламента - количество исключительных полномочий Законодательной палаты с действующих 5 доведено до 12, а Сената – с 14 до 18. Важными поправками стали нормы о сокращении численности сенаторов со 100 до 65, о продлении срока полномочий президента Узбекистана с пяти до семи лет, о запрете смертной казни, о запрете выдачи гражданина страны иностранному государству.

Таким образом, новая Конституция страны закрепила следующие основные принципы и положения:

- пересмотр ранее действовавшей модели «государство–общество–человек» на человекоцентричную модель: «человек–общество–государство», что существенным образом изменило сущность конституционного регулирования прав человека;

- государство во главу угла в своей деятельности ставит задачу обеспечения прав и законных интересов человека;

- на конституционном уровне закреплен статус институтов гражданского общества, повышена их роль в государственном управлении;

- закреплены конституционные основы института семьи, права и свободы женщин и детей, роль традиционных общественных ценностей и значение межнационального согласия и стабильности в обществе;

- закреплены приоритеты государственной молодежной политики, задачи поддержки молодежи, защиты их прав и законных интересов;

- закреплены конституционные характеристики: демократическое, правовое, социальное, светское государство;

- закреплены институциональные основы системы защиты прав человека, обеспечения прав лиц с инвалидностью и представителей старшего поколения;

- закреплены нормы о развитии системы образования, культуры и искусства, являющихся базисом успешного будущего страны.

 Обновленный Основной закон призван закрепить стратегический курс страны на дальнейшее реформирование общества и государства, который положительно отразился и на его внешней политике, прежде всего, в регионе Центральной Азии. В целом конституционные изменения направлены на повышение ответственности органов государства, а также обеспечение эффективного исполнения стоящих перед ними задач. Указанные поправки можно оценить как логическое продолжение широкомасштабных реформ, реализуемых в Узбекистане. Принятие Конституции в новой редакции заложит прочный фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа, ускоренного развития государства и гражданского общества на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека».

Омонулла МУХАММЕДЖАНОВ,

профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук.