Новая жизнь – новый театр
Театр… Не изжил ли он себя в век скоростных интернет-технологий и глобализации? Что он может предложить сегодня нетерпеливому зрителю, привыкшему к компьютерным спецэффектам? Наконец, какие проблемы ему следует решить, чтобы идти в ногу с современными потребностями аудитории? Получить ответы на эти вопросы, обменяться мнениями стало возможным на научно-театральной конференции «Новая жизнь – новый театр», которая прошла в минувшее воскресенье в областном русском театре драмы.
Подобные встречи со зрителями десятки лет назад были регулярными. Руководство театра и коллектив выезжали на заводы и фабрики, в учебные заведения, популяризируя театральное искусство, неся культуру в массы. Это делало театр и зрителя ближе, узнавались потребности людей, выслушивалась конструктивная критика. Вот и в конце этого пандемичного года директор русского театра драмы Шароф Содиков, художественный руководитель Людмила Карабаева и главный режиссер театра Ахмад Ниязов решили возродить былое общение с любителями искусства Мельпомены.
- Задача театра сегодня, как и прежде, - давать людям возможность посмотреть на себя и на время, в которое мы живем, со стороны, - отметил А. Ниязов. – У областного русского театра драмы, ранее носившего имя Антона Павловича Чехова, не просто длинная история, это большой сценический опыт работы, сложившаяся школа, которую мы сегодня хотим сохранить и развивать. Государство помогает нам в этом, но театральное искусство специфично, оно зависит от многих факторов. В первую очередь, это материально-техническая сторона вопроса. На один спектакль в год из госбюджета выделяется 20-30 миллионов сумов, смета утверждается за год. Спасибо за эти средства, но они не поспевают за ростом цен. А ведь спектакль – это эскизы, декорации, костюмы, музыка. Всё это затратно, и, к сожалению, не всегда окупается. Да, следующая проблема – слабая посещаемость зрителями. Раньше в театр трудно было достать билеты, теперь, несмотря на созданные условия, аудитория не спешит наполнить зал.
Привлечь аудиторию в театр с помощью гастролей столичных и зарубежных театров предложила А. Симонянц, упомянув недавнее выступление ташкентской рок-группы «Электрооко» на сцене театра.
Как отметил самаркандский блогер Е. Романенко, возможно, эта проблема связана со слабым маркетингом и необходимостью более широкой популяризации театра в социальных сетях. Например, можно было запустить акцию с хэштегом «я и театр Чехова» или что-то в этом роде. Также не хватает в репертуаре спектаклей о современной жизни. Классика – это хорошо, но молодежи интересен день сегодняшний.
О дне сегодняшнем могли бы написать драматурги, но их попросту нет. Причем качественные пьесы о современном герое практически некому писать не только на русском языке, но и на узбекском, с которого можно было бы их переводить и ставить на сцене, о чем и сказал главный режиссер.
Вопрос нехватки драматургов поднимался и актрисой театра Алиной Кашаевой, которая поведала участникам встречи о прошедшем недавно в столице семинаре по вопросам развития детского театра с участием немецких коллег. На семинаре работники театров Узбекистана смогли пообщаться в онлайн-формате с драматургами из Дюссельдорфа, коллегами из Германии.
- Работая в группах с коллегами, обозначились общие для нашей страны проблемы, - пояснила А. Кашаева. – Это - нехватка театральных режиссеров, драматургов. В театрах нет своих композиторов, музыка используется извне, а должна быть написана под каждый спектакль своя, отсутствуют права на авторство художественного продукта. Кроме того, мы не раз поднимали вопрос обучения актеров на русском языке в профильных учебных заведениях страны, пока он не решен. Интересно, но оказывается в Ташкенте есть педагоги, работающие со зрителем, у нас этого нет.
Да, современный самаркандский зритель весьма специфичен. Он привык к телевизору и социальным сетям. В крайнем случае, его может привлечь яркое шоу за обильно уставленным яствами столом в ресторане. Но такой зритель был и сто лет назад, когда театр только начинал свой путь к сердцу самаркандцев. Здесь нужен кропотливый труд не только режиссера и артистов, которые, к слову, у «чеховцев» стараются выкладываться максимально, чему мог послужить примером спектакль «Качели за окном», показанный после конференции. Воспитывать свою аудиторию нужно с малых лет, со школьного возраста. Думается, что в этом плане было бы неплохо заключить договор с областным управлением народного образования и согласовать театральный репертуар со школьной программой. Дети воочию могли бы увидеть постановку тех произведений, которые они изучают на уроках литературы, заодно привыкнуть посещать театр. А привычка, как известно, вторая натура…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.