На страже законных прав

Последние 10 лет своей жизни Инобат Хасанова посвятила непростой, но важной сфере – защите прав потребителей.

Инобат Тошкуловне – 59 лет, половину из них она проработала в телевизионной журналистике. В 2013 году, получив предложение возглавить Общество защиты прав потребителей по Самаркандской области, Хасанова, не раздумывая, согласилась.

- Ежедневно каждый из нас сталкивается с фактами нарушения прав потребителей: вовремя не пришел общественный транспорт, купили испорченный товар, приписали долги за коммунальные услуги и множество других случаев, - говорит Инобат Хасанова. - Во время прежней работы я готовила немало телевизионных сюжетов, затрагивающих социальную сферу. Тема защиты прав потребителей мне близка. Помню, поначалу было непросто наладить работу. У нашего регионального объединения имелись огромные долги за невыплаченную сотрудникам заработную плату. На балансе организации не было необходимой офисной мебели. Многие граждане сторонились нас, не спешили становиться членами нашего общества. Поэтому первым делом мы взялись за агитацию и разъяснение сути и задач Общества защиты прав потребителей. Благодаря этой работе нам удалось пополнить ряды общества. Со временем решили вопрос не только с задолженностью, но и созданием достойных условий для сотрудников: закупили современную офисную мебель, технику.

Инобат Тошкуловна отмечает, что в то время она привлекла к работе общества немало бывших коллег – журналистов, благодаря которым на базе объединения появилась своя мини-студия, где готовились сюжеты по выявленным фактам нарушения прав потребителей. С необходимой техникой тогда же помог грант общественного фонда при Олий Мажлисе.

- Таким образом мы регулярно освещали деятельность самаркандского объединения, - подчеркивает Инобат Хасанова. - Наряду с этим, на работу были приглашены юристы, другие грамотные специалисты.

Деятельность самаркандского общества заметили в республике, и в 2015 году Федерация обществ защиты прав потребителей выдала объединению, первому в республике, служебный автомобиль.

- Еще одним достижением нашего общества считаю тот факт, что мы первые в стране стали работать в сотрудничестве с хокимиятами, - продолжает Инобат Тошкуловна. - Ранее хокимияты не особо сотрудничали с негосударственными организациями, но нам удалось изменить это. Так, работая в тандеме, решили немало проблем потребителей. Только в минувшем году к нам поступило 938 обращений, 97,9 процентов из которых решены в пользу потребителей, произведен перерасчет на сумму свыше 2,9 миллиардов сумов.

- Большая часть обращений потребителей решается до суда, однако были в минувшем году и случаи с судебными разбирательствами, - отмечает Инобат Тошкуловна. - Помню случай с химчисткой. Руководитель химчистки, испортившей офисный костюм сотрудницы одного из коммерческих банков, уверял меня, что я не имею право что-либо предъявлять ему, поскольку, во-первых, он предприниматель, а во-вторых, на входе у них висит табличка, гласящая, что за испорченную вещь предприятие не несет ответственность. Пришлось доходчиво объяснить гражданину права потребителей и что его надпись не имеет никакую юридическую силу, да и перед нами он юрлицо, предоставляющее услуги.

После разбирательств химчистка покрыла расходы на пошив сразу двух новых офисных костюмов.

- Нарушения прав потребителей фиксируем в самых разных сферах, - продолжает Инобат Хасанова. - К примеру, недавно к нам обратилась женщина, сообщив, что в канун Нового года купила холодильник, но спустя несколько дней он сгорел, причем расплавилась его внутренняя часть. Проведенная по гарантийному талону экспертиза заключила, что женщина оставила в холодильнике горящую свечу. Вам кажется, это абсурд, но продавец и специалисты сервисного центра настаивали на этом. Дело дошло до суда, где нам удалось доказать, что никакой свечи в холодильнике не было, товар оказался бракованным. В результате магазин вернул женщине деньги.

Если проанализировать обращения потребителей в разрезе отраслей, то больше всего в минувшем году жители области обращались с жалобами на сферу торговли (27,2 процента). На втором месте – нарушения, связанные с поставкой природного газа (19,6 процента). В тройке сфер – нарушителей прав потребителей также электроснабжение (8,7 процента). 

- К нам обращаются по совершенно разным случаям, и наша задача помочь восстановить права потребителя, - отмечает Инобат Хасанова. – Отмечу, что перед тем, как браться за дело мы предупреждаем, что гражданин должен будет оплатить годичный членский взнос в размере 97 тысяч сумов, благодаря чему в течение года мы сможем защищать его права, в том числе и в суде.

В завершение хочется отметить, что с прошлого года Инобат Хасанова, выйдя на заслуженный отдых, передала обязанности председателя объединения Баходиру Байматову, а сама же стала его заместителем.

Дана ТАГАЕВА.

Фото автора.