Миры и пространства Григория Улько

Минуло 25 лет, как из жизни ушел один из ярких представителей школы живописи Узбекистана – заслуженный деятель искусств Григорий Ильич Улько. Если судить о нем по делам, то мало кому удалось оставить после себя такое богатое наследие. Приехав однажды в Самарканд, он остался здесь жить, и вся его дальнейшая деятельность оказалась неразрывно связанной с историей города и его культурой.
Не прост жизненный путь Григория Ильича Улько, заслуженного деятеля искусств УзССР, незаурядного и разносторонне одаренного художника, родившегося в маленькой украинской деревушке переселенцев в Сибири и связавшего свою жизнь с Самаркандом. Во многом этот путь является яркой иллюстрацией той эпохи, в которой он жил и работал.
Его семья была родом из села Карловка на Полтавщине, которая в 1912 году оказалась в Сибири. Это произошло в результате реформаторской политики П. А. Столыпина, предусматривающей освоение земель края через переселения туда целых деревень из различных районов Российской империи. Однако этому проекту была уготована недолгая жизнь – в конце 1920-х годов многие крестьяне деревни были «раскулачены», а наступивший в 1933 году голод привел к вымиранию многих крестьянских поселений. Григорий Ильич родился весной – 5 апреля 1925 года в селе Екатериновка Кемеровской области. Многодетная семья Улько потеряла двоих детей и постепенно переселилась в Новокузнецк.
Художественные наклонности у Григория начали проявляться в возрасте восьми лет, но серьезное внимание им было уделено лишь в седьмом классе. В 1940 году он оканчивает семилетнюю школу и по настоянию отца поступает в металлургический техникум. К 18 годам Улько становится слесарем шестого разряда и мастером цеха на Кузнецком металлургическом комбинате. А с началом войны ему придется заменить отца на работе.
Призванный в армию весной 1943 года, рядовой Улько вскоре был отозван обратно на завод, так как стране требовались квалифицированные специалисты. Из-за повреждения позвоночника, скрытого в детстве, его комиссовали осенью того же года. Совмещая работу на заводе с учебой в вечерней школе, он на себе испытал все сложности жизни рабочего в огромном индустриальном городе. В те годы у него выработалось требовательное отношение к своему труду и стремление к профессионализму. При этом к нему постепенно приходило осознание, что присущее ему с детства творческое начало призывает его к совершенно иному роду деятельности. Несмотря на недовольство семьи, Григорий решается оставить карьеру мастера токаря и поступает учеником к художнику, создававшему афиши для театра.
Когда Григория Ильича спрашивали, почему он, живя в Новокузнецке, выбрал для себя Самарканд, отвечал, что о нем знал давным-давно. Он помнил точно: что все, что ему попадалось в книгах, особенно газетах, связанное с Самаркандом, вызывало у него живой интерес.
Однажды случилось так, что он прочитал в газете заметку о Самаркандском училище, прилично готовящем будущих художников, и решение поехать в Самарканд было им принято однозначно и непререкаемо. Вопреки довольно жестким возражениям отца, он решил целенаправленно готовиться к поступлению в художественное училище.
Начало творческого пути
В 1946 году Григорий Улько окончательно решает стать художником и направляется в Среднюю Азию. Путешествие было связано с риском и лишениями, но надежды его не обманули – в Самарканде он обрел то, к чему стремился.
Григорий Улько поступает в художественное училище сразу на второй курс. Здесь он проходит обучение у таких известных художников и педагогов, как З. М. Ковалевская и В. И. Уфимцев. В Самарканде судьба дарит ему встречу с замечательным художником – Павлом Петровичем Беньковым. Хотя он не являлся непосредственным учеником Бенькова, их знакомство и дальнейшее общение быстро перерастают в дружеские отношения. Встречи и беседы с маститым живописцем стали для него творческим путеводителем в поисках ответов на многие вопросы, возникавшие в процессе творческого пути.
Учебу Григорий Улько завершает уже в Ташкенте, куда училище переехало после смерти Павла Петровича. После окончания учебы в 1952 году он направляется на Украину для получения высшего образования. Там учится в Харьковском художественном институте, активно занимается самообразованием, но все это время его неудержимо тянет вернуться в Центральную Азию.
Над своей дипломной работой Григорий Ильич отправляется работать в Среднюю Азию, а точнее, в Кызылкумы, где числится художником в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством С. П. Толстова. На протяжении нескольких лет Григорий Улько живет активной творческой жизнью, проводя много времени в археологических экспедициях. Он попеременно живет в Киеве, Самарканде и Новокузнецке, пока окончательно не переезжает в Самарканд в 1962 году.
Различные темы интересовали Григория Ильича в это время: история мирового искусства, философия и археология, народные ремесла. Пытливый от природы ум художника старался вникнуть в суть этих материй и разобраться в них. Первую свою серьезную картину он пишет, посвятив работу народному мастеру К. Хазраткулову, отправив на выставку в 1961 году, где ее сразу же отметили. В 1962 он вступает в ряды Союза художников СССР.
История как источник
Григорий Ильич уделяет большое внимание изучению истории искусств Центральной Азии, интерес к которой во многом стимулировали археологические открытия. Одной из таких стала неожиданная находка, произошедшая весной 1965 года на территории древнего городища Афрасиаб. Кто-то позвонил в Союз художников и сообщил о том, что на городище во время дорожных работ обнаружены старинные росписи. Григорий Ильич сразу же помчался к этому месту. По его рассказу, все присутствующие были покорены необычной красотой открывшейся росписи, поразившей всех своей техникой исполнения, а также яркостью и свежестью красок. Никто ничего подобного прежде не видел.
Работая бок о бок с археологами, он входит в группу художников, которая занималась копированием фрески на кальку, а затем воссоздавала ее в виде копии, отмеченной позже на Дрезденской выставке. Вдохновленный этими открытиями и древней культурой Согдианы, Улько создает такие знаковые работы, как «Пенджикентская фреска» и «Легенда».
Григорию Ильичу удалось отснять уникальные росписи на фотопленку в виде слайдов. А когда он после этого совершил поездку в Москву, то через своих знакомых художников обратился к сотрудникам Третьяковской галереи с предложением, что покажет им слайды согдийских росписей в обмен на допуск к запасникам музея, где хранились работы художников, запрещенные для демонстрации. Они согласились и впустили Григория Ильича в фонды...
В 1967 году за тематические картины «Вода» и «Первые шеренги» ему присуждают Государственную премию Совета Министров Узбекистана, а в следующем году удостаивают высокого звания - «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР». В эти годы Григорий Ильич являлся автором множества монументальных проектов. Среди них – невозвратно утерянные мозаичные панно на фасаде самаркандского аэропорта и монумент на въезде в Самарканд со стороны Бухары. Он занимался также разработкой памятных знаков и медалей. Интерес к современному монументальному искусству, дизайну и поп-арту художник сохранил на протяжении всей жизни, что часто приводило к непониманию и конфликтам с властями, придерживавшимися канонов «социалистического реализма».
Александр ГАЛАК.
Окончание следует.