Международное значение шашмакома

Каждые два года в Самарканде проводится международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» («Мелодии Востока»). На этом фестивале принимают участие народные таланты из многих стран Азии, Европы, Америки и Африки. И почти все гости с восторгом отзываются о шашмакоме, признанном наследии мировой музыкальной культуры.

Почётный гость музыкального фестиваля, знаменитый итальянский певец Аль Бано сказал в своём интервью, что он получает большое удовольствие от узбекской и таджикской народной песни «Шашмаком». Это не просто оговорка, действительно, шашмаком является творческим плодом узбекских и таджикских музыкантов. Появившись ещё в доисламскую эпоху как придворная музыка, своему нынешнему виду шашмаком обязан жителям Бухары, которые исполняли его как на таджикском, так и на узбекском языках. Поэтическими текстами служили стихи классиков восточной поэзии – Рудаки, Джами, Лутфи, Навои, Бабур, Хафиз, Физули, Амири, Нодира, Зебуннисо, Агахи.

Шашмаком буквально означает «шесть макамов» и включает в себя шесть основных ладов (бузрук, рост, наво, дугох, сегох, ирок). В свою очередь каждый маком состоит из двух крупных разделов – по направлению музыкальных инструментов (мушкилот) и песен (наср). Классический ансамбль шашмакома XVI века состоял из двух танбуров, дутара, гиджака и дойры, а также включал 2-3 исполнителя.

Среди известных исполнителей макомов народные артисты Узбекистана Хожи Абдулазиз Абдурасулов, Комилжон Атаниёзов, Юнус Раджаби, Рафаэл Толмасов, Мунис Бобохонов, Муножот Йулчиева, Матлюба Дадабаева. А также народные артисты Таджикистана Журабек Муродов, Барно Исхокова Шохиста Мулложонова.

Первая запись шашмакома была сделана в 1923 году советским музыковедом В. Успенским от известных мастеров – Ота Джалола Насырова, Ота Гияза Абдугани и издан в 1924 году под названием «Шесть музыкальных поэм «Шашмаком». В последующие годы шашмаком был записан Б. Файзуллаевым, Ф. Шахобовым и Ш. Сохибовым, Ю. Раджаби, А. Бабахановым.

Большой вклад в сохранение и развитие искусства макомов в свое время внесли просветители Ахмад Дониш и Садриддин Айни. Например, великолепный знаток поэзии, музыкального искусства, особенно истории искусства макома А. Дониш хорошо играл на танбуре, исполнял макомы. Также он написал книгу о музыкальном искусстве.

Под руководством просветителя С. Айни известные музыковеды Бобокул Файзуллаев, Шохназар Сохибов, Фазлиддин Шахобов, собрав народные песни шашмакома, переложили их на ноты и издали книгу «Шашмаком» в пяти томах. А в 1978 году издательством «Ирфон» выпущен сборник «Садриддин Айни и музыка».

Сегодня в Узбекистане и Таджикистане на государственном уровне уделяется огромное внимание сохранению шашмакома, как феномена духовной культуры народов Центральной Азии, чье художественное и историческое значение выходит далеко за рамки своего региона, оказывая влияние на мировой музыкальный процесс.

Шавкат РАХИМОВ,

председатель правления исторического, культурного

и духовно-просветительного Центра «Шарк дурдонаси».