Мавзолей Араб-ота – уникальный памятник архитектуры

Ислам, возникший в VII веке в Аравии, в течение нескольких последующих веков широко распространился за ее пределами. Государство, получившее название Арабского халифата, простиралось от Марокко до Индии, охватывая территории Северной Африки и Пиренейского полуострова.
Развитие науки способствовало дальнейшему росту мощи этой державы, которая привнесла новые строительные методы и оригинальный архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием традиций Сасанидской, Византийской и Римской архитектуры. На протяжении веков совершенствовался этот стиль, что сегодня позволяет нам анализировать многие элементы и особенности исламской архитектуры на примере сохранившихся памятников и мавзолеев.
Мавзолеи – один из наиболее распространенных типов исламских памятников. Для них не существовало строгих единых правил: на обширной территории халифата в разные периоды существовали различные архитектурные решения. В Средней Азии представлены исламские памятники практически всех периодов. Это позволяет проследить их эволюцию.
В доисламский период на нашей земле погребальные обряды были связаны с религией, но в зороастризме и буддизме, широко распространенных в регионе, мавзолеи отсутствовали. Однако на территориях, позднее вошедших в состав халифата, например в Сирии, существовали христианские мартириумы, а у кочевых тюркоязычных народов встречались курганы - примитивные предшественники мавзолеев.
Хотя в раннем исламе мавзолеи встречались редко, мусульмане, вдохновленные упомянутыми объектами, начали строить первые мавзолеи, называемые «мозор» или «машхад». Со временем эта традиция получила широкое распространение, и мавзолеи стали неотъемлемой частью исламской архитектуры. Особенно в Средней Азии они стали популярным типом зданий после мечетей.
Архитектурно можно выделить два типа мавзолеев. Первый – это минарет-гробница, примером которого может служить сохранившийся до наших дней минарет Кабуса (Гунбад-и-Кабус) в Иране, построенный в XI веке. Такие сооружения позволяли выделить место захоронения почитаемого человека.
Мавзолеи второго типа представляют собой здания с куполом квадратной формы, символизирующий гармонию мира. Мавзолей Саманидов является первым образцом таких сооружений. Основными элементами их дизайна можно назвать ниши, арки, порталы и угловые колонны, характерны также внешние архитектурные украшения.
Мавзолей Араб-ота, построенный на рубеже IX и X веков в селе Тим Нурабадского района, является одним из первых памятников Средней Азии исламского периода, сочетающим в себе три важные особенности исламской архитектуры. В его купольном сооружении присутствуют мукарнас, михраб и портал. Именно после Араб-оты строительство михрабов в мавзолеях стало широко распространяться. Что касается порталов, то они развивались в XI-XII веках в многокупольных мавзолеях сельджуков.
Само здание кирпичное, имеет форму квадрата в плане размером 8 на 8,7 метра. На портале частично сохранились надписи, утраченные фрагменты которых, вероятно, содержали информацию о социальном статусе, дате рождения и смерти похороненного здесь человека. По углам здания расположены колонны. Над входом - ребристая арка, опирающаяся на две колонны, украшенные гипсовыми звездчатыми узорами. Над аркой расположены три ниши с геометрическими гипсовыми орнаментами. Напротив входа в мавзолей находится михраб.
Мавзолей был впервые обнаружен геологической группой под руководством профессора Х. М. Абдуллаева, а в 1958 году, профессор Н. Ленов, занимавшийся географическим изучением местности, сообщил о находке Самаркандскому музею и Самаркандской археологической экспедиции.
Надпись на портале здания впервые прочитал профессор М. Массон, определив дату постройки здания - 367 г. хиджры (977-978 годы от Рождества Христова), после чего интерес к мавзолею в научных кругах заметно возрос. В 1960 году Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан направил в Тим небольшую экспедиционную группу. В ее состав, помимо Г. Пугаченковой, вошли архитектор П. Зохидов и фотограф Комитета по охране памятников культуры Узбекистана Э. Юдитский. Ими были составлены эскизы, сделаны фотоснимки мавзолея и расположенной рядом с ним мечети, проведены замеры, а также экспертиза архитектурных сооружений на территории, где находится мавзолей Остона-бобо.
Для получения дополнительных структурно-стратиграфических данных в 1961 году сотрудник Института искусствознания Б. Тургунов провел шурфовку в северо-восточном углу мавзолея, что помогло определить структуру его фундамента. Согласно полученным данным, на глубине трех метров под фундаментом был уложен слой грунта толщиной 60 сантиметров. Высота фундамента составляет 2,4 метра, а его стены облицованы кирпичом.
Хотя местные жители почтительно называют мавзолей «Араб-ота» (буквально «отец-араб»), они не знают, кто здесь похоронен, и нет связанных с ним легенд. К сожалению, и в сохранившейся части надписи на портале нет информации о похороненном здесь человеке.
Г. Пугаченкова выдвинула предположение, что название сооружения – Араб-ота связано с именем арабского завоевателя периода распространения ислама в Средней Азии. Надпись на фасаде сообщает, что здание было возведено в месяце раби аль-авваль 367 года по хиджре, что соответствует октябрю-ноябрю 977 года н. э., по приказу Нуха ибн Мансура.
Мавзолей состоит, как уже было сказано, из одного зала, имеет входной портал и купол. Его главный фасад обращен на север. Углы здания укреплены восьмигранными колоннами, однако юго-западная часть не сохранилась. Четырехугольные стены квадратного зала завершаются восьмиугольником с переходными парусами над ним и полусферо-коническим потолком наверху. Ярусы ниш разнообразны, на осях стен имеются трехчастные проемы, а в углах - двухъярусные конструкции. Внутренние стены отделаны штукатуркой, поверх которой сохранился орнамент, выполненный из двойного кирпича.
Внешнее убранство мавзолея создано на основе сочетания декоративного кирпича и лепнины. Несмотря на утраты, украшения входного портала хорошо сохранились. Для строительства мавзолея использовался обожженный кирпич размером 23-23,5х23-23,5х4 сантиметра. Здание расположено на склоне, поэтому западная сторона его фундамента укреплена крупным камнем. Внутренние размеры мавзолея составляют 5,6х5,6 метра.
В мавзолее сохранились мукарнасы – декоративные элементы, напоминающие сталактиты и состоящие из множества ячеек. Мукарнас, изначально служивший структурным элементом для перехода от квадратного помещения к куполу, впоследствии стал чисто декоративным элементом во многих исламских зданиях. Полукруглое в плане михраб, указывающий направление на Мекку, также является одним из ранних образцов в исламской архитектуре.
В заключение можно сказать, что мавзолей Араб-ота знаменует собой важный этап в развитии среднеазиатской и исламской архитектуры в целом. А портал как архитектурная особенность стал впоследствии отличительной чертой исламских сооружений от эпохи Сельджуков до темуридов, превратившись в величественный, монументальный вход.
Мавзолей, возвышающийся на холме у древних караванных путей, -важный свидетель распространения ислама в Средней Азии.
Его сохранность на протяжении более тысячи лет говорит о прочности местных строительных традиций и гармоничном синтезе доисламских и в исламских архитектурных форм. Это сделало мавзолей ценным источником для изучения формирования и развития уникального архитектурного стиля Средней Азии.
Махмудхон ЮНУСОВ,
заведующий отделом международного исследовательского института «Шелковый путь».