Лёгкие ветры Натальи

Наталья Викторовна Татаренко – выпускница художественного отделения Самаркандского училища искусств имени Абдурасулева - уверена, что ей очень повезло с наставниками. Такие прекрасные педагоги, как Ф. Пак и Е. Ларина, щедро делились со своими воспитанниками секретами мастерства, создавая на каждом занятии атмосферу творчества, развивая в своих учениках тягу к поиску новых направлений, воспитывая уважение к классической школе кисти.

Будучи еще совсем маленькой, Наталья лучшим времяпрепровождением считала рисование, обожала трудиться над всевозможными поделками. Позже, школьницей, с огромным удовольствием посещала студию рисования во дворце детского творчества под руководством Зульфии Анцифровой. Именно здесь она ощутила магию запаха красок и сделала уже в столь раннем возрасте вывод: это мое!

Избитое, но такое справедливое выражение: все мы родом из детства. Бабушка и мама увлекались шитьем, а она бережно собирала лоскутки и тоже шила платья для кукол, которых пробовала мастерить. Рукоделие незаметно и полно вошло в ее жизнь, став ярким дополнением к избранной профессии – художника, живописца, педагога.

У Н. Татаренко три года назад в музее истории культуры Узбекистана с успехом прошла персональная выставка. В экспозиции изюминка крылась уже в самом названии. «Чудеса в решете» были действительно диковинны, разнообразны: зрителей ждали не только живопись, графика, но и произведения прикладного искусства. В том числе модели одежды для женщин, желающих выглядеть оригинально, подчеркнуть стройность, привлечь стилем, нарядностью. И сегодня Наталья Татаренко все уверенней пробует свои силы в модельном бизнесе. Хотя дизайнером одежды в прямом смысле себя не считает, оставаясь преподавателем прикладного искусства в детской школе музыки и искусств.

О человеке многогранном рассказывать непросто, да и самому ему не так легко, пожалуй, определить приоритеты. Однако на вопрос, кем же более всего Наталья себя ощущает, она отвечает, не задумываясь: «в первую очередь, художником».

Любопытная маневренность на основании составляющих вырисовывается. Во главе угла по призванию художник, окруженный прикладными к данному базису талантами. Не обойтись в моделировании одежды без владения карандашом, умения рисовать. Эскизы, наброски - неотъемлемая часть ежедневной рутины. Как иначе выразить образ, переместить его из головы на бумагу, если не с помощью карандаша? Но откуда же берутся образы, силуэты, фасоны? Наталья Викторовна пытается объяснить необъяснимое полетом фантазии, где вдохновением могут служить и шелест листвы, и цветущая яблоня, и солнечный луч, и гомон пернатых, и гроздь винограда, и мелькнувшее в толпе лицо незнакомки. Идея может просто витать в воздухе, ее приносит ветром из детства либо унесет в будущее. Потому, наверное, и в дизайне моделей прослеживаются некая легкость, размытость линий, загадочность. Материю использует часто тоже как бы летящую, струящуюся.

Коллекция начиналась буквально с четырех экземпляров, сейчас уже счет идет на десятки. Первый показ состоялся три года назад во Дворце молодежи в кооперации с другими нашими модельерами, а к сегодняшнему дню в ее портфолио уже два самостоятельных дефиле. На стадии завершения три новых брючных костюма.

Надо заметить, Н. Татаренко не слишком тяготеет к так называемой высокой моде, ей хочется, чтобы созданное ее фантазией и руками было пригодно в носке, а не только на подиуме. В дизайне наблюдается приверженность к восточной тематике, к которой тяготеет большинство модельеров региона. Охотно использует местные ткани типа бекасам, адрас, атлас, а вообще, признается, очень нравится обычная бязь - благодатная в моделировании, окрашивании, гармонично вступающая в контакт со многими видами тканей и украшениями.

Наталья освоила батик, набойку, что дает большие возможности. В багаже есть чудесных расцветок шарфы: их радужность позволяет удовлетворить вкусы как поклонников ярких тонов, так и любителей нежной пастели. При окрашивании она применяет и традиционные народные технологии из луковой шелухи, скорлупы ореха, каркадэ и современные красители.

В маленьком семейном магазинчике с халатами и блузами, платьями и палантинами мирно соседствуют образцы прикладного ремесла. Излюбленный «кейс» туриста: сумки, кошельки, шапочки, сувениры, игрушки. А еще такие интересные работы, которые трудно причислить к какому-то определенному «жанру». Скорее, все-таки эти панно можно назвать добрыми и милыми аппликациями. Они украшают стены, делая их по-домашнему уютными.

Возвращаясь к Татаренко-художнику, вернусь в прошлое. Более 20 лет назад впервые увидела ее работы на выставке самаркандских живописцев польского происхождения, проходившей в музее истории культуры Узбекистана, который тогда еще находился на Регистане. Выставка состоялась по инициативе польского культурного центра «Полонез» при поддержке посольства Польши. Экспозиция была достаточно солидной, много известных имен, но имя молодого мастера кисти среди них не затерялось. А нынче работа Натальи Викторовны «Виды Самарканда» уже удостоена чести быть в собственности музея дружбы народов и религиозной толерантности, где в августе минувшего года ко Дню Независимости, состоялась ее вторая персональная выставка.

Галина ТРОИЦКАЯ.