Культурное наследие: сохранить не только для туристов

Вопросы сохранения и популяризации историко-архитектурного, археологического и культурного наследия Узбекистана, в частности Самарканда, были обсуждены на первом Международном научно-практическом симпозиуме «Сохранение культурного наследия и его вклад в развитие туризма», который прошел 5 декабря этого года в древнем городе.

Открыл мероприятие, которое собрало несколько десятков видных зарубежных и отечественных ученых в сферах архитектуры, реставрации исторических городов, туризма, заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма Фахриддин Давруков. Он отметил важность сохранения культурного наследия как для последующих поколений, так и в качестве привлекательного туристического продукта. Заместитель хокима области Ботир Нуруллаев и начальник департамента культурного наследия при Министерстве культуры РУз подчеркнули, что сегодня наша страна открыта для налаживания долгосрочного сотрудничества с зарубежными специалистами в сфере реконструкции и реставрации туристских объектов, а также разработки и распространения новых форм культурного туризма.

На симпозиуме были рассмотрены вопросы сохранения архитектурного наследия, в том числе исторического городского ландшафта на примере зарубежных стран.

- Развитие туризма сегодня невозможно отделять от сохранения аутентичного культурного наследия, - считает член исполнительного совета CIPA Heritage Documenation Она Вилейкис. – Развитие туризма, привлечение большого количества туристов – это хорошо, это большие финансовые вливания, организация новых рабочих мест. С другой стороны, наплыв туристов порой грозит исчезновению культурного наследия. Например, храмы Ангкор-Вата в Камбодже стали жертвой своей популярности, из-за массового туризма происходит их разрушение. Это результат неправильного туристического менеджмента. Чтобы предотвратить подобные ошибки в Узбекистане, мы предлагаем свои услуги. К слову, сейчас нами разработан план управления Бухарой.

О. Вилейкес особо подчеркнула, что сохранение архитектурных исторических памятников важно, но более важны люди, население, которое живет в окрестностях этих памятников. Поэтому необходимо изучать их проблемы, наладить быт, одновременно доносить до их сознания важность сохранения культурного наследия и, по возможности, привлекать к сотрудничеству, разрабатывать совместные туристические маршруты. «Невозможно управлять тем, что ты не понимаешь», - отметила О. Вилейкес, которая уже 10 лет работает в Узбекистане.

О сохранении аутентичности архитектуры зиёратгохов (мест паломничества) рассказала заведующая отделом архитектуры Института искусствознания Академии наук Узбекистана, доктор архитектуры, профессор Мавлюда Юсупова. На  примере мавзолея Абдулхалика Гиждувани в Бухаре она показала те ошибки по реконструкции исторического памятника, которые были допущены в прошлом и продолжают допускаться по сей день.

- К сожалению, власти на местах не считают нужным привлекать специалистов – историков, археологов, реставраторов – к восстановлению исторических достопримечательностей, а это чревато разрушением культурного наследия, искажению исторической правды, - сказала М. Юсупова. – Подобную практику необходимо строго пресекать, тем более сейчас в Узбекистане ужесточен закон по сохранению исторического наследия.

Презентация по реконструкции исторических памятников эксперт-члена Международного научного комитета ИКОМОС, профессора Ганиатцаса Василеоса стала по-настоящему открытием для участвующих в форуме архитекторов.

- Сегодня вопросы реконструкции – это вопросы этики, - отметил Г. Василеос. – Восстановление памятников из современных материалов искажает их историзм. Мировая научная общественность все больше склоняется к тому, что реконструкция в этом виде не приемлема. На смену фактического восстановления приходит 3Д-реконструкция или проволочное макетирование. С развитием туризма в мире растут требования к подлинности памятника. Современный турист хочет почувствовать настоящую историю, ему не нужна маска, косметика, ему необходим «живой свидетель» времени. Конечно, если памятник истории реставрируется на протяжении всего времени своего существования, как, например, некоторые деревянные храмы в Японии, то это нормальная практика, они могут считаться аутентичным. Если же исторический объект восстанавливается с фундамента, то здесь нельзя говорить об исторической правде.

О ситуации с исчезновением исторических зданий, частной жилой аутентичной постройки в Самарканде рассказал исследователь на кафедре сохранения наследия и истории архитектуры в Университете Баухаус (Германия) Йенса Джордана. Его дипломная работа, исследования для которой он проводил в Самарканде десять лет назад, наглядно демонстрирует процесс «растворения» истории в современных строениях. Этот процесс нужно срочно взять под контроль, иначе город потеряет множество туристических объектов, а вместе с тем туристическую привлекательность.

Большой интерес у гидов вызвало выступление ведущего научного сотрудника Института искусствознания Академии наук Узбекистана Эльмиры Гюль, которая рассказала о нюансах архитектурного декора исторических памятников Самарканда, который наполовину представлен эпиграфикой.

На дискуссионных площадках симпозиума, где выступили ученые из Японии, Азербайджана, Франции, Китая, Италии и других стран, были обсуждены совместные рекомендации по сохранению культурного наследия и развития устойчивого туризма, а также подписаны соответствующие меморандумы.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото З. Балтаевой.