Когда люди научатся жить, как люди?

Восемь лет хожу коротким путем от редакции к улице Дагбитская через древний канал Новадон, который ныне стал именоваться коллектором Чашма, и восемь лет мое сердце сжимается при виде того, как люди загаживают место, где живут.

Публикации в прессе, а их было немало в свое время и в нашей газете, и в «Зарафшон», и городском издании «Самарканд», остались неуслышанными. Ныне побережье Чашмы продолжает застраиваться ужасными кибитками, в речку выведена канализация, жители бросают мусор порой в пяти шагах от своего дома. Все эти деяния нарушают Положение о порядке установления водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов Республики Узбекистан. По нормам, охранная прибрежная зона водных артерий Самарканда составляет 6,5-9 метров по обе стороны, но эти правила игнорируются.

Выложив месяц назад небольшой пост с фотографиями в социальной сети, неожиданно получила звонок из управления благоустройства города. Оказалось, что заброшенные коллекторы Самарканда были переданы под контроль именно данной организации, поэтому отвечать за чистоту и приличный вид водных артерий теперь будет специальный отдел, который возглавил бывший специалист водхоза Нуриддин Салихов.

- Да, теперь наша организация отвечает за состояние коллекторов Самарканда, - подтвердил он при встрече. – Они в плачевном состоянии, население превратило их в речки-вонючки, застроили жильем, магазинами, туалетами и с этим надо что-то делать. В этом году планируется реконструировать отдельные участки Чашмы и Обимашада, мы уже подготовили проект, ждем финансирования. А пока производим очистку берегов и вод от мусора.

Признаюсь откровенно, слово «реконструкция» меня больше настораживает, чем радует, особенно, если это касается наших водных артерий города. Два года подряд закрываются в трубы Сиабча и Чашма, при этом вырубаются зеленые насаждения, посаженные когда-то, чтобы укрепить прибрежную территорию. Эти природные уголки создавали особый микроклимат, увлажняли воздух, давали приют птицам. В наш азиатский зной подобные кардинальные действия госорганов сродни превращению города в бетонно-пластиковую пустыню, особенно на фоне быстрорастущих многоэтажных зданий и расширения дорог. Кроме того, напомню, что с октября прошлого года прибрежные ландшафты Чашмы, Сиабчи и Обимашада были внесены в составленный кабмином Национальный список культурного наследия, а значит, требуют особого внимания. Но пока ответственным организациям проще «спрятать» проблему поглубже, чем решить ее вместе с экологами, экспертами-градостроителями, призвать на помощь общественность.

Например, по мнению директора Фонда сохранения исторического, культурного и нематериального наследия при ННО «Академия «Турон», кандидата архитектуры Рахима Авазова, водные артерии Самарканда надо максимально открывать, очищать от мусора и самостроя, укреплять набережные, высаживать там деревья и кустарники, но никак не закрывать.

 Эту тему мы еще разовьем на страницах «Самаркандского вестника», указав на особо проблемные участки и к чему приводит «закатывание в трубы» каналов и коллекторов. А пока вернусь к территории между двумя махаллями «Куксарой» и «Суфи Розык» и которая, в свою очередь, находится в двухстах метрах от областной прокуратуры и хокимията.

Рабочие управления по благоустройству в тот день, действительно, приехали с мешками и инвентарем, чтобы расчистить годами копившийся мусор на Чашме. По словам Н. Салихова, было собрано несколько машин отходов. Однако, увы, остатков жизнедеятельности человека оказалось намного, намного больше, ведь зона давно стала своеобразным мусорным полигоном. Проблему, по словам представителя махалли «Куксарой», усугубляет отсутствие мусоросборников, хотя заявку в «Тоза худуд» и «Мароканд обод» на установку таковых подавали.

Отмечу, что в данных махаллях действует сигнальная система вывоза мусора. Как говорят местные жители, не все успевают вынести свой мусор к машине, приезжающей с девяти утра до 12 часов дня раз в неделю. Некоторым проще избавиться от него, выбросив пакет в заросли ежевики у коллектора. Кроме того, в здешних домах во множестве живут абитуриенты и студенты, которым вообще «всё до лампочки», они временные люди, а потому не заботятся об окружающей среде и бросают свои отходы прямо в речку.

Как можно заметить, проблема данного участка комплексная, осложненная непростым ландшафтом местности и стихийной застройкой. Но проблему решить можно и нужно, для начала проведя работу с местными жителями и организовав хашар. Ведь нельзя же столько времени жить, извините, в хлеву, хотя давно доказано, что иные животные чистоплотнее отдельных людей…

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.