Когда боль не заживает…
Сопровождая на фронт эшелоны с военной техникой, боеприпасами и продовольствием, стрелок 121-го стрелкового полка Таджибой Хамзаев не раз попадал под бомбежку вражеских самолетов, был обстрелян с воздуха и земли. Теряя друзей, он возвращался в тыл за новой партией снарядов, танков и другой, так необходимой на передовой, военной техникой. Затем служба в 321 стрелковом полку 15 дивизии 2-го Белорусского фронта, перевод в 93-й механизированный полк, откуда он и был демобилизован.
Рассказывая о войне и бережно листая небольшой альбом с пожелтевшими фотографиями фронтовых друзей, многие из которых не дожили до победы, 94-летний Таджибой-бобо, отмечает, что боль потерь, даже спустя столько лет забыть невозможно. А воспоминания о том, как, выйдя из военкомата, с трудом узнал мать, сильно постаревшую за какие-то два дня, вызвали у ветерана слезы на глазах.
От старшего сына, призванного годом ранее, у бедной женщины не было никаких вестей, в тот день уходил на войну ее второй сын, которому едва исполнилось 17 лет. Она отрешенно стояла, прислонившись к дувалу, по ее бледному лицу стекали слезы. Глядя на нее, плакала и 15-летняя дочь.
- Я стараюсь забыть этот день, вычеркнуть его из памяти, но он, как страшный сон, вновь и вновь возвращается ко мне и, несмотря на годы, эта боль не заживает, - говорит Т. Хамзаев. - Даже под бомбежкой и идя в атаку, я не испытывал такого страха как в тот день, когда увидел мать, пришедшую проститься со мной. На всем пути до Семипалатинска, где нас призывников обучали военным премудростям и стрельбе из пулемёта, я думал только о ней. В декабре я начал службу в 121 стрелковом полку. Затем в составе 321 стрелкового полка 15-й орденов Суворова и Трудового Красного Знамени дивизии с плацдарма на берегу реки Нарев участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции. Это была страшная бойня! Противник, используя инженерные сооружения, минные поля и контратаки пехоты, при поддержке танков, артиллерии и самоходных орудий препятствовал продвижению наших частей. За каждый метр продвижения вперед приходилось платить жизнью. Здесь я потерял много однополчан и близких друзей, среди которых были и земляки. Участвовал в форсировании реки Висла и других. В 1946 году меня перевели в 93-й механизированный полк. А демобилизовался я в 1950 году с военной части 62110.
Вернувшись на Родину, Т. Хамзаев продолжил службу в охранном подразделении управления внутренних дел г. Самарканда, где проработал до выхода на пенсию.
Здесь Таджибой встретил свою судьбу, ту единственную, с которой прожил более 56 лет. С супругой Мусаллой они вырастили четверых детей, научив их ценить, мир и благополучие, уважать старших и помогать нуждающимся, они подарили им внуков, правнуков и праправнуков.
Несмотря на то, что на долю Таджибоя Хамзаева выпала тяжелая судьба, ему пришлось испытать все ужасы войны, он считает себя счастливым человеком.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.
Фото Рима Мустакимова.