Как создавалась трилогия «Звёзды над Самаркандом»
Представители сообщества книголюбов Ташкента и гости из городов СНГ пришли на творческую встречу, посвящённую дню рождения великого Амира Темура. Необычная экскурсия состоялась в государственном доме-музее народного писателя Узбекистана Сергея Петровича Бородина.
О том, как создавалась всемирно известная, переведённая на многие языки трилогия С. Бородина «Звёзды над Самаркандом», проникновенно рассказала его дочь, кандидат филологических наук Саида Фархади.
- В конце сороковых годов прошлого века мама Рауза Хасанова, со студенческих лет изучавшая тюркский фольклор, опубликовала первые свои работы и на семинаре литераторов Средней Азии в городе Алма-Аты познакомилась с известным писателем Сергеем Петровичем Бородиным.
Так повелела судьба, писатель - сталинский лауреат, вскоре переехал жить из Москвы в Ташкент. Жилплощадь у мамы и меня, 6-летней малышки, (папа капитан Дадахан Хасанов погиб, освобождая Варшаву) состояла всего из одной комнаты, в которой ютились за матерчатыми перегородками бабушка Фатима, два родных брата и сестра мамы. Бабушка погоревала и всё-таки одобрила выбор строптивой дочери, ставшей, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, женой «не мусульманина».
Негоже молодым жить в такой тесноте, решила бабушка и нашла подходящую жилую комнату по сходной цене. Комнату, в жактовском доме - глинобитной постройке начала века, купили всего одну. Теперь это рабочий кабинет писателя. Затем прибавились ещё две комнаты. Они в итоге составили помещение библиотеки. Двор со временем стал местом садоводческих опытов Сергея Петровича, в которых ему помогали узбекские друзья: писатели Саид Ахмад, Ибрагим Рахим, Хамид Гулям, а также ученые академики Щеглов и Карыниязов.
Восточный облик Бородину придавали его кипчакские скулы. В начале пути Бородин выбрал себе литературный псевдоним Амир Саргиджан, принёсший ему известность ещё в тридцатых годах – красочные, словно отчеканенные в камне, очерки, рассказы и повести из Азии. Покоряли интеллектуалов и его глубокие познания среднеазиатской старины. Кстати, в экспозиции музея выставлена книга ученого археолога Василия Вяткина с личным автографом: «Сереженьке Бородину с признательностью - Вяткин, 1925 год». Именно тогда студент Брюсовского литературного института Сергей Бородин приезжал в Самарканд на летнюю практику, участвуя в вяткинских раскопках на городище Афрасиаб.
В тот период нашей истории, когда имя Амира Темура было нежелательным в качестве героя литературного произведения, Бородин решил взяться за эту рискованную тему. Великий собиратель земель Турана, непобедимый полководец и создатель обширной империи, искатель истины в справедливости, понимаемой им с позиции могущественного правителя, обладавшего абсолютной властью, но и слышавшего голоса простых людей, землепашцев и мастеров ремёсел. Образ Амира Темура в романах Бородина написан полноценно, дан как значительная личность, наделённая природным умом и талантом. Он беспощаден по отношению к тем, кто грабит караваны, он покровительствует священнослужителям и садовникам, зодчим и строителям мостов и водных сооружений.
Сергей Бородин придавал огромное значение тщательному отбору исторического материала, который становился мощной крепой всех глав его трилогии. Во многих дорогах его рачительной хозяйкой, его верной спутницей и помощником была супруга. Благодаря ее усилиям, был практически заново построен просторный Бородинский дом, вместивший столько достижений, книг, творческих и дружеских встреч писателей, деятелей искусств и науки Востока и Запада.
- По отношению ко мне он был идеальным отцом, примером толерантности, трудолюбия, служения семейным ценностям. Сергей Петрович очень радовался, когда стал дедушкой моей старшей дочери Фатимы, - вспоминает Саида.
Руководитель республики Шараф Рашидович Рашидов придал литературному наследию и дому Бородина статус государственного. Дом- музей и сейчас радушно встречает книголюбов. Нынешней осенью будет отмечаться 120-летие со дня рождения Бородина. К этой дате подготовлен том о корнях рода Сергея Бородина, вышедший благодаря заботам внучатого племянника Игоря Троицкого в Туле, на первой родине писателя. Готовится очередное издание исторического романа «Дмитрий Донской» и, конечно, читатели ждут «Звёзды на Самаркандом», выпуск трилогии намечен в переводе на казахский язык.
Раим ФАРХАДИ.