Жизнь после детского дома
Ежегодно десятки детей выпускаются домами «Мехрибонлик», начиная самостоятельную жизнь. Взросление у выпускников детских домов происходит не так, как в обычной семье, не постепенно, а в один момент. До 18 лет человек живёт, не задумываясь, откуда берутся еда и электричество и сколько стоят толстовки и джинсы. А потом, буквально в один день, он вдруг начинает считаться взрослым. Готов ли он к самостоятельной жизни?
В доме «Мехрибонлик» № 1 г. Самарканда на сегодняшний день насчитывается 142 воспитанника, из которых 16 относятся к категории круглых сирот. Основная часть воспитанников – это социальные сироты (дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав либо признания родителей недееспособными), а также дети с наличием одного из родителей и воспитывающиеся в малообеспеченных семьях.
По словам социального работника дома «Мехрибонлик» Орзигуль Норбаевой, даже после выпуска воспитанников при достижении ими 18-летнего возраста опека над ними продолжается до тех пор, пока они в этом нуждаются.
- В минувшем году семь воспитанников окончили общеобразовательные школы, один из них поступил в СамГУ по гранту, пятеро продолжили обучение в техникумах, одного призвали в армию, - рассказывает О. Норбаева. - Мы понимаем, что у выпускников, особенно, если у них нет родителей, много страхов и самый сильный – это страх будущего. Они плохо представляют, как жить дальше, что с ними будет завтра, через год. Они боятся встраиваться в чужую для них социальную жизнь. Поэтому мы стараемся помочь делом, советом, чтобы дать возможность каждому выпускнику ощутить его нужность. Только после того, как молодой человек почувствует опору, он сможет повзрослеть, научится брать на себя ответственность и будет стремиться к своей цели. Как, собственно, и все мы.
С начала года 38 детей из малообеспеченных семей были возвращены в свои семьи, пять сирот обрели новых родителей. Многие из выпускников, сталкиваясь с проблемами, вновь возвращаются в привычный для себя детский дом.
Так произошло и с 21-летним Олегом Старковым, который выпустился в 2016 году, но через некоторое время был вынужден вновь вернуться в детский дом.
- Сразу после окончания железнодорожного колледжа я вернулся в детский дом, потому что не был готов самостоятельно снимать квартиру, решать бытовые проблемы и вести хозяйство, - говорит О. Старков. – Первое время мне нужна была помощь, я нашёл её в лице педагогов, людей, которые заменили мне родителей. В первый класс я пошел, будучи воспитанником дома «Мехрибонлик» № 6 г. Самарканда. Как и многие мальчишки моего возраста, хотел быть военным или летчиком, но моя мечта так и осталась несбыточной. Узнав о моем желании, руководство дома перевело меня в Ташкентский дом «Мехрибонлик» № 22 имени А. П. Хлебушкиной, где функционировало кадетское отделение. Моя попытка поступить в Высшее военное авиационное училище провалилась из-за судимости отца. Тогда я вернулся в Самарканд и поступил без экзаменов в Самаркандский железнодорожный колледж, сейчас работаю помощником машиниста, снимаю квартиру и мечтаю о собственной жилплощади.
По мнению руководства дома «Мехрибонлик», с начала года, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», трое выпускников (которые выпустились в 2016 году) получили жильё.
Проблема выдачи жилья остается самой актуальной и по сей день. Многие сироты годами вынуждены ожидать очереди.
- Ошибочно считать, что жильё выпускникам детских домов предоставляется безвозмездно, - поясняет Орзигуль Норбаева. – Не каждый имеет право претендовать на жильё. В законодательстве определены категории людей, которым государство предоставляет муниципальное жилье - это социальные и круглые сироты, остальные имеют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. При этом нужно учесть, что государство предоставляет квартиры лишь на временное пользование сроком пять лет для того, чтобы сироты окрепли и смогли сами приобрести жильё.
Ежегодно в Самарканде из домов «Мехрибонлик» выпускается более десяти детей, а квартиры выдаются всего двоим, в лучшем случае – троим. Ни один выпускник не способен получить льготный ипотечный кредит из-за дороговизны квадратных площадей.
Государством предоставляются всевозможные льготы для поступления в вуз, выплачиваются стипендии во время обучения в колледже, а в качестве материальной помощи каждому выпускнику дома «Мехрибонлик» выдается единовременное пособие в размере десяти минимальных окладов. Однако, как видим, у сирот нерешенным остаётся главный вопрос – вопрос жилплощади...
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.