Известностью Самарканд обязан Темуру
Многим известно, что научные сотрудники Самаркандского государственного музея-заповедника готовят к публикации рукописи Василия Вяткина, хранящиеся в фонде музея-заповедника. 9 апреля – В день рождения великого государственного деятеля Амира Темура предлагаем вашему вниманию отрывок из данной публикации. Просим учесть, что рукопись дается практически в оригинале, с сохраненной стилистикой и орфографией начала ХХ века.
(Из серии «Рукописи В.Л. Вяткина»)
Самарканд, являясь с отдаленнейших времен центром богатого и обширного культурного района и находясь на главном пути торгового и завоевательного движения народов, всегда занимал выдающееся положение в числе городов Средней Азии. Но наибольших высоты, блеска и славы он достиг при одном из величайших мировых завоевателей – Амире Темуре, сделавшем Самарканд столицей своей мировой империи. Богатство и образованность издавна создали популярность Самарканду, но особой известностью он обязан Темуру. Легенды о богатстве, могуществе и великолепии города пережили многократные эпохи падений его и жестоких разорений врагами, но самыми яркими вещественными памятниками былой славы его в течение веков служили величественные архитектурные сооружения, часть которых сохранилась до настоящего времени, вызывая всегда чувство восхищения и восторга у зрителей.
Талантливейшему полководцу, которому неизменно сопутствовало военное счастье, Амиру Темуру вместе с тем доступно было чувство прекрасного в строительном искусстве. Грандиозные постройки, в возведении которых сам Темур иногда принимал даже непосредственное участие, составили блестящую эпоху в развитии строительного искусства в Средней Азии. Из своих обширных владений Амир Темур имел возможность вывозить в качестве пленных и вызывать в столицу самых искусных мастеров разного рода, художников, архитекторов и каллиграфов, искусство которых должно было украсить Самарканд созданием задуманных им сооружений и загородных садов. Кроме соборной мечети, о которой сказано выше, к числу созданных Темуром сооружений относится Гур-и-Эмир, мавзолей над могилой самого Темура и его ближайших родственников. Первоначальные сведения об этом сооружении находятся в классическое труде о жизни и деятельности Темура в «Зафар-наме» («Книге побед») Шараф-ед-дина Али Язди, современника Амира Темура.
К интересующему нас зданию в этом сочинении относятся следующие сведения: «Возвратившись в Самарканд после так называемого семилетнего похода, Амир Темур в конце мухаррама 807 года (начало августа 1404 года) остановился в Чинаровом саду, в окрестностях города, а затем въехал в самый город и осмотрел мадрасу покойного внука своего и наследника Мухаммад Султана, которую он еще не видел со времени ее окончания, и совершил обряд поклонения. Затем он снова возвратился в Чинаровый сад, где предался пиршествам, далее переехал в Райский сад (Баг-и-Бехишт), где сказалось утомление от похода в Малую Азию и Амир Темур занемог. Однако через неделю, выздоровев, он переехал в сад Ветра (Баг-и-Шамаль) для празднования среди многочленной семьи и придворных рождения внука большим пиршеством, а затем переехал в Высокий сад (Баг-и-Балянд), а оттуда подобно душе, которая, как луч жизни и вечности, бросается в форму (тела), вошел в ворота Самарканда и остановился в доме покойного царевича Мухаммада Султана. Отдан был приказ, чтобы рядом с мадрасою, которая сооружена щедрым строителем, названным царевичем, построено было куполообразное здание (гумбаз) для усыпальницы (маркад) пресветлой его (т.е. царевича). Согласно (сему) распоряжению у передней открытой стороны ханаки, смежной с южной «суфой» (эстрадой) ее, вознесли постройку с куполом, подобным небесам. Панель ее устроили из особого вида мрамора («рухом»), отделанного золотом и лазурью, и соорудили склеп для шеста похорон источника всепрощения (т.е. названного царевича). И несколько бывших поблизости домов разрушили и устроили садик, подобный райскому».
Таким образом из вышеизложенного выясняется, что в упомянутом мадрасе Мухаммад Султана была ханака - помещение первоначально в значении монастыря, а в описываемое время также и в значении помещения вообще для молитвы. Сооруженное же Амиром Темуром рядом с этой ханакой купольное здание предназначалось для погребения любимого внука и наследника Мухаммад Султана, умершего в Персии 25 марта 1403 г. и временно похороненного там же в городе Султании.
Затем после занятий государственными делами и рассмотрения жалоб подданных Темур «отправился осматривать соборную мечеть (впоследствии получившая название Биби Ханым), которая относится к числу его сооружений (портал мечети), воздвигнутых во время его отсутствия, для взора его высокой щедрости показался малым и низким. Последовало высочайшее распоряжение разрушить портал, заложить и устроить его обширнее и выше».
Ходжа Махмуд Дауд, который виноват был в этом, с другими понес соответствующее наказание. Далее Амир Темур переехал в Чинаровый сад, а затем отбыл в сад, увлекающий сердце (Диль-куша), где ему представилось посольство, «от повелителя Франкских государств» т.е. известное посольство Кастильского короля во главе с Рюи Гонзалес де Клавихо. Из дневника этого посла узнаем, что представление это произошло 8-го сентября 1404 г.
«В четверг 30 октября, - пишет далее Клавихо, - царь отправился из орды в город и остановился в доме с мечетью, который он построил для того, чтобы похоронить своего внука по имени Мухаммад Султан Мирзо, умершего в Турции, когда Темурбек победил султана Баязида, а потом заболел и умер. Царь очень любил его, а потому приказал построить эту мечеть, дом и гробницу. В этот день царь отправился туда, чтобы устроить в память его праздник в роде поминок и пригласил на торжество посланников. Когда они приехали, им показали часовню и гробницу. Часовня была четырехугольная, очень высокая, и как внутри, так и снаружи расписана золотом и лазурью и отделана изразцами и стеклом. Когда внук царя умер в Турции, царь прислал тело его в Самарканд, чтобы похоронить, и приказал сказать городскому управлению, чтобы построили эту мечеть и гробницу. Когда же царь сам возвратился, он остался недоволен часовней, потому что, говорил он, она была слишком низка; он приказал разломать ее и в десять дней построить вновь под страхом строгого наказания; тут надо было так торопиться, что работали день и ночь. Он сам приезжал два раза в город. Эта часовня была построена и окончена в эти десять дней, и нельзя не удивляться, что такая большая работа совершена в такое короткое время… Увидевши, что эта работа кончена, царь приказал начать другую работу в городе, потому что он постоянно хочет украшать это город Самарканд».
Сопоставляя сведения из «Книги побед» с сообщением де Клавихо, нельзя не убедиться, что под часовней последнего следует разуметь, ни что иное, как теперешнюю усыпальницу Гур-и-Эмир, так как она только и строилась Темуром для похорон Мухаммад Султана. Под мечетью же с домом следует, очевидно, разуметь ханаку и мадрасу этого царевича. Разумеется, является совершенно невероятным сообщение де Клавихо о постройке столь грандиозного здания, как Гур-и-Эмир, в целом в течение десяти дней. Возможно, что разломана и переделана была какая-нибудь часть постройки, как это было, например, тогда же в соборной мечети Биби Ханым, или здание сложено было начерно. В момент же осмотра усыпальницы посольством она закончена не была, так как в дневнике далее под первым ноября отмечено: «они (послы) нашли его (Темура) в том доме с мечетью, который он приказал построить и в котором тогда шли работы».
В дневнике и в «Зафар-наме» имеется общая дата - это выезд Амира Темура в Кан-и-гиль на устроенная им празднества. По первому источнику событие это произошло 5 октября в воскресенье, а по второму - в первое воскресенье месяца раби-уль-авваля. Если так, то постройка усыпальницы по христианскому летосчислению начата была в начале августа (начало мухаррамы). Поэтому работы в ней до последнего посещения ее посольством продолжались еще в течение трех месяцев. Но нельзя сомневаться и в том, что до отъезда Темура в китайский поход, что произошло около половины декабря, здание Гур-и-Эмира еще не было окончено, а через три дня после отъезда выпал снег и наступили небывалые холода и поневоле последовала остановка в работе.
Во время похода Амир Темур умер 10 шаабана 807 года (11 февраля 1405 г. в городе Отраре, на берегу Сыр-Дарьи, не доходя до Туркестана). На другой день гроб с телом вывезли в Самарканд, куда и доставили 22 шаабана (23 февраля). В ту же ночь тело было похоронено. Однако в мусульманской литературе никаких указаний на место первоначальных похорон этого великого человека не делается. Но зато в «Зафар-наме» с совершенной ясностью и определенностью сделано указание на место последнего успокоений Темура. Около 20 марта 1405 года Халиль Султан, один из внуков Темура, захватил власть в Самарканде и был провозглашен правителем, а «через два дня отправился в ханаку царевича Мухаммад Султана, где находился «турбат» (гробница) царя счастливого, прощенного, и выполнил обряд поклонения и печалования».
Таким образом оказывается, что не только Мухаммад Султан, но и сам Амир Темур до перенесения их в Гур-и-Эмир были похоронены в ханаке при мадрасе этого царевича или гробнице при этой ханаке. Как сказано выше о похоронах Мухаммад Султана, вероятно, ко времени доставления тела Темура в Самарканд здание мавзолея еще не было закончено, иначе непонятно, почему тогда же не похоронили его в нем. Затем о перенесении праха Темура в то помещение, где он находится и ныне, в «Зафар-наме» сказано, что вследствие уважения и любви к потомкам пророка, «в мыслях Темура было желание, чтобы гроб его помещался ниже (в ногах) могилы избранника, счастливого благочестивого Саида Бараки, (его духовного учителя). Поэтому через некоторое время гроб его перенесли из Андхуда, (где он уже был похоронен) в купольную постройку, основанную Темуром смежено с суфою названной ханаки, и похоронили, как Темур выражал желание, так и положен был в ногах его. И царевича Мухаммад Султана также перенесли в эту купольную постройку и сбоку Темура приготовили ему ложе вечного сна. «Да осветит господь могилы их светочами всепрощения».
Мирза Бабур о гробнице Темуре говорит недостаточно точно, утверждая, что Темурбек и потомки его, которые управляли в Самарканде, все похоронены в мадрасе, построенной внуком его Мухаммад Султаном. В бытность Бабура в Самарканде Темур и другие Темуриды, похороненные с ним, разумеется, покоились в Гур-и-Эмире, и именно это здание Бабур относит к числу построек Мухаммад Султана, считая его мадрасой. Такая неточность у Бабура могла произойти вследствие, во-первых, того, что Темур и Мухаммад Султан первоначально действительно были похоронены при мадрасе Мухаммад Султана, а, во-вторых, мадраса эта была смежна с построенным Темуром зданием усыпальницы.
Умершего 18 шаабана 805 года (1403 г.) во время похода в Малую Азию Мухаммад Султана Темур приказал похоронить временно в Султании. Когда со смерти Мухаммад Султана прошел год, Темур находившийся тогда в Карабаге, в месяце рамазане распорядился сделать поминки и предложил народу и бедным еду. Махди Улья Ханзада, мать царевича, испросила у Темура разрешение отправиться в Султанию и перенести прах сына в Самарканд. Тогда же и сам Темуру, готовясь в поход на Китай, двинулся обратно в Самарканд 4 рамазана 806 г., куда и прибыл только в конце мухаррама 807 г., т.е. почти через полгода. Тем временем прах Мухаммад Султана был уже перенесен в Самарканд, и Темур, прибыв сюда, первым долгом отправился на могилу внука и наследника престола. Здание, в котором тот был похоронен, Темур еще не видал со времени его окончания, и здесь совершил положенный обряд поклонения (моления), а потом несколько позже, вновь приехав в город, приказал рядом с названною мадрасою построить специальное здание для похорон этого своего внука, о чем уже сказано выше.
Подготовил к печати
главный хранитель
Самаркандского государственного
музея-заповедника
Махмудхон ЮНУСОВ.
Продолжение следует.