История одного театра
Ушли на заслуженный отдых Н. Д. Балаев и А. М. Гринберг. В этот период руководители театра менялись один за другим. В кресле директора русского драматического театра побывали Г. Нурханов, А. Раджабов, А. Кошевой, Н. Ярбабаев, Ш. Мухаммадиев, Л. Генкина. Творческий процесс возглавляли М. Хачатуров, С. Каприэлов, А. Акимов, С. Генкин, Б. Хамидов, Е. Шлейкин.
Надо отметить, что в пору правления театром Н. Ярбабаева наступили резкие перемены, в частности, касающиеся актерских кадров, что отчасти было связано с распадом Союза, повлекшим за собой экономические проблемы.
Многие артисты (не только молодежь, но и ведущие мастера сцены, заслуженные и народные) покинули театр, выехав за пределы страны. Из некогда мощной труппы в составе около 50-ти человек остались единицы. Остро стоял вопрос нехватки профессиональных кадров. В меняющихся экономических и политических условиях нужно было, тем не менее, продолжать работу по сохранению и укреплению лучших традиций театра.
За эти годы наблюдаются некоторый спад и застой в работе театра, нерешительность в поисках новых планов, в организации творческих процессов. В этот период меняется и театральная труппа, в неё вливается талантливая молодежь, взращенная в стенах самого театра. Репертуар обогатился концертными программами, бенефисами, творческими встречами.
С первых дней своего руководства Л. Т. Генкина не раз обращалась в Министерство культуры и ТПО "Узбектеатр" с вопросом об открытии для молодых начинающих кадров русскоязычного курса по обучению азам актерского мастерства при самаркандском училище искусств. И надо отдать должное Любовь Тимофеевне, что её просьба была услышана в "высших эшелонах власти". В 1998 г. пятеро молодых представителей Самаркандского государственного русского драматического театра им. А.П. Чехова стали первыми студентами. Они учились, как говорится, без отрыва от производства. Среди них были Регина Бакаева и Валерия Сабирова (обе в данное время проживают в Российской Федерации), Сергей Шамсутдинов (работает в Ташкентском академическом русском драматическом театре), Сергей Иваргизов и Руслан Хаиров - ныне ведущие мастера сцены Самаркандского областного русского театра драмы.
Будучи главным режиссером, А. Акимов привлекал в свои постановки и технические кадры театра, которые впоследствии переходили в актерский состав или, оставаясь в своей основной должности, были частыми участниками бенефисов, "капустников", творческих встреч и т.д.
После ухода из театра А. Акимова обязанности главного режиссера и художественного руководителя были возложены на Народного артиста УзССР Е. А. Шлейкина. Евгений Алексеевич, не будучи режиссером по своей натуре, восстанавливал спектакли репертуара прошлых лет с участием молодежи: "Порог", "Ханума", "Третье слово", "Железная женщина" и др. Этим самым Евгений Алексеевич "держал" творческий процесс на уровне, воспитывая молодое поколение в лучших традициях русского театра, не давая коллективу "зачахнуть".
Свой творческий потенциал раскрывали в качестве постановщиков и корифеи сцены, и молодые актеры. Так, молодой актер Евгений Тарасов написал сценарий и поставил спектакль для детей "В поисках песни" ("Ерошка"), который до сих пор не сходит с репертуарной афиши. Осуществил постановку сказки "Аленький цветочек" Сергей Потапов, "Мой друг Буратино" и "12 месяцев" воплотил на сцене ведущий мастер сцены В. Басалаев, "Кошкин дом" - дело рук творения заслуженной артистки УзССР Юлии Найдановой. Сергей Шамсутдинов, молодой талантливый актер, тоже пробовал себя в режиссерском плане, возобновив музыкальную сказку "Колобок-шоу" и другие.
В практику театра входило осуществление постановки приглашенных режиссеров. Так, Сергей Генкин, актер Ташкентского театра, поставил на самаркандской сцене спектакль "Жена-лгунья" по пьесе Ж.М. Брикера и несколько детских спектаклей.
Изыскивая собственные возможности, театр постоянно пополнял репертуар произведениями классиков мировой драматургии и местных авторов.
Лариса САДЫКОВА.
В публикации использованы
материалы театроведа
Б. Х. Исламова и экс-директора театра Э. П. Мирзаевой.
Продолжение следует.