Инвалидная коляска за пять дней

Какие условия созданы в Центре социальных услуг Самаркандского района? Как выдаются средства реабилитации? Кто имеет право на получение пособия? Эти и другие вопросы мы задали руководству центра, приняв участие в пресс-туре.

Данный центр услуг обслуживает жителей Самаркандского и Тайлякского районов, а это свыше семи тысяч лиц с инвалидностью.  Свыше четырех тысяч – это жители Самаркандского района, около трех тысяч – Тайлякского.

Знакомство с новым центром началось с посещения кабинета экспертной комиссии, которая занимается вопросами получения либо снятия инвалидности по 42 категориям лиц старше 18 лет. Дети и узкие специалисты проходят комиссию в других учреждениях. В составе комиссии три врача – хирург, невропатолог и терапевт. В среднем сюда обращаются свыше десяти человек в день после подачи заявления в онлайн-формате из поликлиники по месту прописки либо из специализированных медучреждений.  С начала года в комиссию повторно обратилось свыше 370 лиц с инвалидностью, количество впервые обратившихся составляет 242 человека. Врачи проводят и выездные приемы к людям, которые по состоянию здоровья не могут пройти комиссию, испытывая сложности в передвижении. Таких приемов в этом году было проведено 667.

Далее участники пресс-тура направились в отдел по выдаче пособий. Специалисты рассказали, кто может получить пособие и что обязательным условием считается трудоустройство родителей. То есть, если человек не оформлен как самозанятый либо не получает официальной зарплаты, ему могут отказать в получении детского пособия. Для того чтобы человек получил материальную помощь либо детское пособие, общий доход семьи не должен превышать 648 тыс. сумов на каждого человека. 

Сейчас получают пособие 380 семей, еще свыше семи тысяч получают детское пособие. В минувшем году последний показатель был на 68% выше нынешних.

В ходе пресс-тура руководство рассказало о новшестве по выдаче ваучеров для приобретения средств реабилитации. С мая, как только была запущена платформа, ваучерами воспользовались 290 человек - они приобрели необходимые средства реабилитации на 620 млн. сумов. Данный проект нацелен помочь людям с ограниченными возможностями, чтобы они могли вести полноценный образ жизни, не выходя из дома, приобретать необходимые средства реабилитации: костыли, инвалидные кресла или сотни других товаров с помощью одного приложения.

- Отныне у лиц с инвалидностью появилась возможность заказывать средства реабилитации в онлайн-формате, ранее это было невозможным, - поясняет директор районного центра Улугбек Мамадиеров. – Было время, когда люди годами ждали инвалидные коляски, теперь их выдают максимум за пять дней. Правда, есть некоторые ограничения в цене. Если человек выбирает товар подороже, он должен заплатить разницу.

Соцработники рассказали, как поставлена работа ассистентов, которые помогают одиноким престарелым. Кстати, их количество в районе превышает 80 человек, количество ассистентов, которые ухаживают за ними – 10. Максимальное количество часов по уходу за одним человеком не должно превышать трех часов, при этом больной должен быть лежачим. Количество часов устанавливается по международной балловой системе.

Контингент охвата соцработниками – это 17 300 человек, которые нуждаются в соцзащите. Касательно соцработников, то их в 74 махаллях района – 32. Каждый из них прикреплен за несколькими махаллями.

Познакомившись с отделами центра социальных услуг Самаркандского района, журналисты направились в отделение реабилитации при районном объединении здравоохранения. Оно начало функционировать с недавнего времени и расположено на территории семейной поликлиники № 32. До 2023 года здесь было терапевтическое отделение поликлиники. В том же году провели ремонт и установили оборудование для физиотерапевтического кабинета. В реабилитационном отделении на 17 коек поправили здоровье более 50 лиц с инвалидностью. Работа по оснащению отделения новым медицинским оборудованием продолжается,  а это значит, что жителям региона не нужно ездить в город, чтобы получить физиотерапевтическое лечение.

Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.