Идти до конца…
Фундамент личности закладывается в детстве, юности. Окружение формирует ту питательную среду, в которой юная душа черпает свои мечты, обретает надежды, получает ориентиры. Ориентиром Ислама Абдуганиевича всегда был простой народ с его бесхитростным бытом и планами, морально-нравственными ценностями, бережно хранимыми на протяжении веков…
…Куда бы ни направляла партия страны Ахрора Мухтарова - на борьбу с басмачеством или работу в райкоме партии, директором артели «Куяш» или в тот же обком - везде он добросовестно выполнял долг коммуниста. Мухтаров был добрейшей души человек, бессребреник, улыбка не сходила с его лица. Жители махалли, у кого возникали проблемы, всегда приходили к нему за советом и помощью.
У Мухтарова и его жены, Саламат-ая, было 11 детей, она с гордостью носила орден «Мать-героиня». Жили они на старинной самаркандской улице Кошхауз, недалеко от площади Регистан. В их уютном доме всегда было много цветов: Ахрор-ака любил розы и райхон. В этом деле ему помогал старший сын Аброр. Он был одноклассником Ислама Каримова, который часто захаживал к ним, спеша на дополнительные занятия к учителю математики Грузу.
Около 90% евреев погибли в Польше во время холокоста, но семье Давида Марковича Груза удалось бежать, и они оказались в Самарканде. Эту семью приютил у себя А. Мухтаров, так они и прожили в дружбе у Мухтаровых 20 лет.
Когда Ахрор-ака видел Ислама в своем дворе, он часто называл того Ленин-калла (ленинская голова) за его ум, любознательность, стремление все познать. «Бери с Ислама пример», - журил Аброра отец.
В классе, где учились Аброр и Ислам, были русские и таджики, евреи и татары, одна кореянка - целый интернационал. Надо отметить, что главной чертой характера Ислама было стремление быть первым. Лидерские качества проявились у него, когда его выбрали старостой класса.
В классе вместе с ним учился Эммануил Каплинский, которого одноклассники ласково звали Меней, он тоже не хотел отставать в учебе от Ислама. Между ними шло соревнование по учебе, особенно по математике. У учителя математики Самсона Михайловича Мелкумяна был такой педагогический метод: сначала он проверял домашнее задание, а потом давал номер задачи и говорил, кто первым решит задачу, тому и ставлю «пятерку». Учитель знал, что первым ее решит любой трудности или Ислам, или Меня - они оба были кандидатами на золотую медаль. Конечно, Ислама не устраивало это переменное лидерство.
И занятия с Грузом, в конце концов, дали свои плоды. Самсон Михайлович увидел, что Ислам делает успехи по его предмету, всегда решая задачи первым. Каримова он определил своим стажером и помощником, и когда директор школы Х. Абдурахманов вызывал Самсона Михайловича к себе в кабинет, тот вместо себя оставлял Ислама, поручая ему объяснять классу новый материал из учебника. Ислам объяснял теоремы, причем доходчиво, находя такие слова, которые были понятны ученикам, и все становилось простым.
Ислам Каримов выработал в себе силу воли: если он занимался каким-то делом, то обязательно доводил его до конца. Эта жесткая самодисциплина осталась с ним навсегда. Этому способствовали его родители, учителя, жизнь.
Все, что он планировал, воплотилось в широкомасштабные реформы. Это новые высокотехнологические индустриальные отрасли, такие как нефтехимическая, химическая, автомобилестроительная, сельскохозяйственная или машиностроение: Устюртский и Шуртанский газохимические комплексы, заводы в Бухаре, Кунграде, Дехканабаде, в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Хорезмской областях. Чего стоит железнодорожная дорога Ангрен-Пап с уникальным горным перевалом Камчик. Всех воплощенных идей Ислама Каримова в жизнь не перечесть. Эстафету строительства нового Узбекистана принял его ученик и соратник, нынешний Президент Шавкат Мирзиёев.
Рафаэль ХУСНУТДИНОВ.