Гражданин-махалля-юстиция
Как органами юстиции решаются проблемы населения через систему «гражданин-махалля-юстиция» в городе Каттакургане и Каттакурганском районе? Этому вопросу был посвящен пресс-тур для журналистов.
По словам начальника управления Министерства юстиции Нусратилло Парпихужаева, для решения проблем, связанных с оказанием юридической помощи населению, активно внедряется система «гражданин-махалля-юстиция». При этом правовые проблемы в повседневной жизни людей доводятся до органов юстиции с помощью платформы «Online-mahalla» через «махаллинские семерки».
В рамках пресс-тура журналисты побывали на выездном приеме с участием ответственных лиц минюста для жителей схода граждан «Навбахор» города Каттакургана и других прилегающих к нему махаллей, который организовали соответствующие государственные органы, областное управление юстиции и его Каттакурганское городское отделение.
Посетителям оказывались юридические услуги нотариуса, органов ЗАГС и т.д. Жителям даны разъяснения и консультации, часть обращений была решена на месте.
Практическая помощь “семерке”
По проекту «Юрист махалли» для повышения юридических знаний сотрудников МСГ был организован семинар, проведена акция «Юридическая помощь», а путем обхода домов в сходе граждан «Ойжон» Каттакурганского района изучались наболевшие проблемы сельчан. Были представлены возможности интерактивного инфокиоска, расположенного в здании схода граждан «Нисбат». Через это устройство граждане пользуются здесь более чем 40 государственными услугами.
- На сегодняшний день, используя опыт Самарканда в решении проблем населения, районными и городскими отделами юстиции проведен подворовый обход более 1 000 домохозяйств, расположенных на территории 153 сходах граждан области, выявлено более 220 правовых проблем, - говорит первый заместитель начальника управления юстиции области Озоджон Шодикулов. - Гражданам оказывалась бесплатная первичная юридическая помощь, особенно лицам, включенным в «железную», «женскую», «молодежную» тетради и «Единый реестр социальной защиты». Дано 1 074 юридических консультаций. Подготовлены проекты правовых документов для 239 граждан, оказано более 1 500 мобильных государственных услуг.
В ходе подворового изучения приняты соответствующие меры и решен ряд юридических вопросов. В суды подано исков на 273 млн. сумов. На основании представленных материалов обеспечено взыскание выплат на 267 миллионов сумов.
“Помощь махалли”
Любой человек, чьи права были нарушены, хочет их восстановить и обеспечить гарантию своих свобод. Для этого ему необходимо обладать правовыми знаниями. Учитывая растущий спрос на юридическую помощь, областное управление юстиции совместно с областным отделением Ассоциации махалли Узбекистана запускает тelegram-бот «Помощь махалли», позволяющий получить бесплатную первичную юридическую помощь.
- Одним из важных условий обеспечения законности в обществе является высокий уровень правовой культуры, - говорит начальник информационной службы Министерства юстиции Севара Уринбоева. – Закон, в целом, дисциплинирует человека. Это приводит к социальной стабильности. Поэтому внедряется новый порядок доведения до населения сути законодательных документов и реформ. Кроме того, через центры вводится 13 новых услуг, а чтобы государственные услуги охватили каждого гражданина, предпринимателям также разрешено предоставлять 15 видов госуслуг в качестве агентов.
- Я считаю очень позитивной ситуацию, когда госорганы открывают свои двери для молодежи, - говорит житель схода граждан “Нисбат” Шухрат Алиев. - В рамках акции «Правовая помощь сверстнику» молодые люди имеют возможность общаться с профессиональными юристами.
Можно и без паспорта
Еще один положительный момент – внедрение Face-ID в сфере оказания госуслуг. Face-ID - система, которая по лицу идентифицирует гражданина, желающего воспользоваться государственной услугой.
В настоящее время гражданам необходим паспорт или удостоверение личности, чтобы идентифицировать себя при обращении в Центр государственных услуг. Теперь при внедрении системы Face-ID отпадает необходимость в этих документах, система сама будет определять личность гражданина.
Также решено создать единый реестр населения Агентством персонализации при Минюсте. Реестр представляет собой электронную базу персональных данных граждан республики, иностранных граждан, постоянно проживающих в Узбекистане, и лиц без гражданства. Он будет интегрирован с информационными системами госорганов, а персональная информация из этого реестра получается при оказании государственных услуг гражданам, оформлении нотариальных банковских, коммунальных, страховых и других документов.
Ёрмамат РУСТАМОВ.
Фото Мансура Хасанова.