И будут вечно струны петь…

В небольшой мастерской, расположенной в детской школе музыки и искусств №4 города Самарканда, часто раздаются звуки национальных музыкальных инструментов, таких как рубаб, тар, дутар, тамбур, турецкий саз и другие. Сюда, в основном, заходят любители искусства, те, кому нужен музыкальный инструмент или имеющийся инструмент требует ремонта. Уникальный мастер Ахтам Яхшиев всегда встречает их с хорошим настроением и теплыми словами.

Интерьер мастерской освещается несколькими светодиодными лампами. На стенах, с левой стороны, напротив входной двери, висят фотографии в красивых рамках.

- Они мои учителя, - говорит Ахтам-ака, глядя на фотографии, и с гордостью произносит их имена, - Мавлон-ака Вафоев, Андрей Гудик, Джахонгир Хужамкулов. Каждый раз, когда я смотрю на их фотографии, вспоминаю времена, когда, стоя рядом друг с другом, мы делали инструменты для известных артистов, по сей день помнящих их имена. И это дает мне новые силы и вдохновение.

Ахтам родился и вырос в селе Намозгох Пастдаргомского района. Когда он учился в 7 классе средней школы №35, знаменитый артист Комилжон Баротов дал концерт во дворце культуры, расположенном в поселке «Супер» («Кимёгарлар»). Тогда у мальчишки появилась мечта стать артистом.

 В то время в школе функционировал музыкальный кружок. Ахтам стал участвовать в нем. Через три-четыре месяца руководитель кружка заболел, пришлось посещать кружок во дворце культуры. Окончив школу в 1972 году, он с друзьями самостоятельно начал делать музыкальные инструменты. В 1979 году, уже после службы в армии, поступил на работу плотником на предприятие по электрификации сельского хозяйства, где было много станков, специальных инструментов. А спустя некоторое время, Ахтам познакомился с мастером Мавлоном Вафоевым, и это знакомство решило его дальнейшую судьбу.

- Он был не только искусным мастером, но и хорошим человеком, - вспоминает Ахтам-ака. – Мой учитель делал добро всем, насколько это было возможно. Он учил меня не только секретам изготовления музыкальных инструментов, но и скромности.

Однажды Мавлон-ака заболел и попал в больницу. А у него имелся заказ на изготовление нескольких таров для учеников от Бобомурода Хамдамова. Известный артист в этом вопросе доверял только усто Мавлону.

- Когда я навестил в больнице учителя, он с сожалением сказал, что не может выполнить вовремя полученные заказы из-за болезни, продолжает Ахтам-ака. - Я предложил свои услуги, при условии, что он мне доверяет. Я готов был помочь ему: сделать корпус, гриф, а ему оставалось только натянуть струны. Помню, тогда учитель обрадовался и сказал, что вполне мне доверяет, благословив.

В 2006 году мастера М. Вафоева не стало. Но свеча в его мастерской не должна была погаснуть. Усто Ахтам продолжил его работу. В то время мастерская располагалась недалеко от нынешнего Государственного музея истории и культуры Узбекистана. Спустя четыре года мастера пригласили на работу в детскую школу музыки и искусства №4 города Самарканда. Вот уже 14 лет он работает в мастерской данной школы, изготавливает и ремонтирует музыкальные инструменты, не только знаменитых артистов, но и учащихся школ.

- Я знаю Ахтама Яхшиева почти 45 лет, - говорит преподаватель академического вокала, оперного пения детской школы музыки и искусства №4 Дустмурод Бердиёров. - Сейчас ему 70 лет, но он по-прежнему плодотворно работает, изготавливает и ремонтирует музыкальные инструменты. Его тары устойчивы к холоду и жаре. Этому он научился у своего учителя усто Мавлона. Я играл на многих тарах, которых нужно было постоянно настраивать во время исполнения, особенно в холодных концертных залах. Музыкальные инструменты постоянно теряли нужную настройку. А тары усто Мавлона никогда не расстраивались. Именно поэтому знаменитые артисты - Бобомурод Хамдамов, Отаджон Худойшукуров, Ортик Отажонов и другие - заказывали инструменты именно усто Мавлону. А, однажды поступил заказ и от Абрама Толмасова из Израиля.

Свои музыкальные инструменты Ахтам-ака делает из древесины грецкого ореха и тутовника. Крепкая и твердая древесина ореха идет на изготовление грифов, а тутовника, не теряющего своего звучания даже зимой, – на корпус (резонатор). Используемый для украшения перламутр придает инструментам нарядный вид.

- У каждого мастера я чему-то научился, например, у мастера Мавлона делать тар, у усто Джахонгира - рубаб, Неъмата – дутар, а у Андрея Гудика украшать музыкальные инструменты перламутром, - продолжает А. Яхшиев. - Андрей всегда говорил, что инкрустация тоже имеет свои секреты и правила, например, если гриф неровный, музыкальный инструмент теряет свое звучание.

За время своей карьеры сам Ахтам-ака воспитал немало учеников. И его сыновья - учителя музыки - в свободное время помогают отцу.

В последнее время снизилось внимание к самобытному искусству и национальным музыкальным инструментам. Именно поэтому большинство его учеников поменяли профессию, так как доходов не хватает на содержание семьи.

По словам артиста Кахрамона Саидова, отличительная особенность его мастерства в том, что при изготовлении музыкальных инструментов на заказ Ахтам-ака учитывает телосложение заказчика, включая руки и пальцы, поэтому его инструменты особенные. Таких мастеров, безусловно, мало.

Ахтам Яхшиев всегда с благоговением вспоминает своих учителей. По его словам, все, чему он у них научился, старался передать ученикам. В этом он и видит смысл своей жизни.

Шухрат АНОРОВ.

Фото автора.