Городу нужно еще 500 автобусов

В Самарканде запустили автоматизированную диспетчерскую службу. О том, как она будет работать и в чем ее суть, журналисты узнали в ходе пресс-тура, инициированного управлением транспорта области.

Новая диспетчерская служба располагается в здании управления. Кабинет снабжен специальным программным обеспечением, спутниковыми навигационными системами и геоинформационной технологией с электронной картой города. Все это позволяет передавать информацию о нахождении транспортного средства и соблюдать им график движения. Несколько диспетчеров контролирует и управляет движением автобусов на закрепленных маршрутах.

- Пока система работает в тестовом режиме для изучения спроса населения в  пассажирском транспорте и дальнейшей координации работы, улучшения ее качества, - говорит пресс-секретарь управления транспорта области Шерзод Халилов. – Диспетчеры следят за маршрутами в реальном времени, оперативно управляют и устраняют возникающие отклонения от расписания, контролируют состояние безопасности перевозок пассажиров, обеспечивая качественное облуживание. Ожидается, что новая информационная технология даст возможность по-иному подойти к задачам контроля и управления движением автотранспорта и улучшить сервис пассажиров.

Правда, в новую систему интегрированы пока не все автобусы, а только новые, оснащенные видеокамерами. Возможно, внедрение этой системы разрешит проблемы, связанные с загруженностью улиц, пробками и заторами, которые сказываются на работе автобусов, маршруток, трамваев, приводят к срыву рейсов, увеличению интервалов движения, неудобствам для пассажиров.

Стоит сказать, что общественным транспортом в городе сейчас пользуется всего 19% жителей, при этом пропускная способность составляет в среднем 12 тысяч пассажиров в день.

Обновление автопарка не покрывает все нужды горожан. Городу нужны еще 500 автобусов. По подсчетам специалистов, охват пассажирским автотранспортом составляет 50% жителей города. Ежедневно в Самарканде курсируют 250 автобусов, 160 из которых старые «Исузу», последние поэтапно будут заменяться на новые.

Специалисты утверждают, что одним из существенных направлений реформирования городского общественного транспорта в стране является поэтапный переход к системе брутто-контрактов.

- Новая система позволит оценивать работу водителя по балльной системе, - поясняет Ш.Халилов. - Перевозчики будут заинтересованы в получении прибыли, т. к. доход будет зависеть не только от объема выполненных работ, но и от качественного показателя предоставляемых услуг. Существуют также определенные требования к перевозчикам, точнее к автобусам: низкопольный подъем в транспорте, наличие устройств GPS-навигации, системы учета пассажиров, соблюдение расписания движения.

В городе также будет введена система по поэтапному отказу от оплаты наличным расчетом. Пока в Самарканде около 20% пассажиров используют безналичные платежи за проезд в общественном транспорте. В настоящее время, кроме проездных карточек системы АТТО, пассажиры уже широко используют оплату посредством мобильных телефонов, QR-кодов, систем платежей uzcard, humo и международных карт.

Участники пресс-тура также ознакомились с работой новой инспекции транспортного контроля при Минтрансе. По словам руководителя  Равшана Тоджиева, с начала текущего года выявлено 2 600 пассажирских транспортных средств, совершивших противоправные действия, оформлены соответствующие документы. Основная часть нарушителей выходят в рейсы без соответствующей лицензии, их число с начала года превысило 1 800. Сотрудники инспекции в борьбе с «нелегалами» устраивают рейды.

Еще одним новшеством года станет пополнение гаража 94 новыми электробусами, которые будут запущены по 30 новым направлениям.

Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.