Где находится медресе Мехр Султан-ханум?
Правление Шейбани-хана в начале XVI века было тепло связано с Самаркандом. Хан провел ряд реформ, начал созидательные работы, заложил фундамент для строительства различных сооружений. Одним из них было великолепное медресе, возведение которого началось в 1505 году. В народе это медресе было известно как «Мадрасаи Олияи хония» - большое медресе, принадлежащее хану. Однако, не успев завершить его, Шейбани-хан погиб в сражении с шахом Исмаилом Сефеви близ Мерва 10 декабря 1510 года.
Реформы Мухаммада Шейбани-хана продолжили его сыновья, которых было трое. Старший из них Темур Султан продолжил созидательную работу отца в Самарканде. Но через четыре года он неожиданно скончался, и строительство медресе остановилось. Второй сын - Хуррам-мирза (родился от Ханзады-бегим, сестры Захириддина Мухаммада Бабура) также умер молодым. Третий сын - Севинч Мухаммад (настоящее имя Абулхайр) был на момент смерти отца несовершеннолетним и воспитывался Убайдуллах-ханом.
Позднее созидательные работы Шейбани-хана продолжил сын Темура Султана - Пулод Султан. В этой работе ему помогала мать - Мехр Султан-ханум. Вместе они достроили медресе, начатое Шейбани-ханом.
Отец Мехр Султан-ханум - одной из жен Мухаммеда Темура Султана - Бурундук-хан в те годы был одним из предводителей ополчения. Он несколько раз сталкивался с Мухаммадом Шейбани в боях за города на Сырдарье. Бурундук-хан, потерпевший поражение в одном из столкновений, понял, что воевать с Шейбани-ханом бесполезно и пошел другим путем, выдав свою дочь замуж за Темура Султана, сына соперника. Позже Мехр Султан-ханум стала одной из любимых жен Темура Султана.
Мехр Султан также построила великолепное медресе в северной части, соединив два объекта. Именно поэтому в народе их называли «двойным медресе» или «медресеи хуржун». Кстати, над входом – на втором этаже - располагалась библиотека с редкими книгами.
Мехр Султан-ханум не только руководила строительством медресе и учебным процессом в нем, но и уделяла большое внимание его материальному обеспечению. Об этом свидетельствует вакуфный документ, составленный по распоряжению царицы и дошедший до нас. Этот документ был основательно изучен ученым-историком Р. Мукминовой и опубликован в печати.
Интересный факт: правитель страны Суюнч-ходжа-хан (1510 г.) передал территории Кеша, Насафа, Хисара и в Амударье Мухаммеду Темуру Султану. После его смерти Мехр Султан-ханум объединила эти земли в едином вакфнаме. До нас дошли два рукописных экземпляра этого документа под названием «Вакфномаи хазрати Шайбонихон» - Санкт-Петербургский и Ташкентский экземпляры. Дата создания вакфнаме не указана, в одном месте упоминается только дата смерти Мухаммада Темура Султана (14 марта 1514 г.), поэтому можно считать, что документ был составлен уже после его смерти, примерно в 20-х гг. XVI века. Вакфнаме было написано в традиционном стиле, принятом в Средней Азии в средние века.
Санкт-Петербургский экземпляр «Вакфномаи хазрати Шайбонихон» заверен подписями и пятью печатями судей, работавших в то время в Самарканде.
В Вакфнаме и исторических источниках того времени Мехр Султан-ханум называли также титулом «Махди Ульё», которым наделялись высокопоставленные особы. Ее также называли Мехрибан-ханум, то есть «милосердная госпожа».
Согласно документу, медресе находилось в махалле «Бобо Худойдод» (слева от дороги к рынку «Сиёб», севернее нынешней площади Регистан) и рядом с Чорсу. В нем также были мечеть и отдельная библиотека. Оба медресе были рассчитаны на обучение 120 студентов.
На каждые 30 студентов полагались один мударрис (преподаватель) и другой персонал. Соответственно, был назначен специальный наставник для чтения священного Корана. В первой половине XVII века мударрисом в медресе работал Мухаммад Баде Малихо Самарканди, автор трактата «Музаккир ул-асхаб». Здесь хорошо изучались литература, теория поэзии, наука об арузе. Говоря о мударрисах, работавших в медресе, Зайниддин Васифи писал: «Четыре мударриса были назначены в построенном в Самарканде медресе Шейбани-хана у Чорсу. Один из них - Маулана Ходжаги. Второй – известный мударрис медресе «Тиллокори» Абу Саид Мулла Абдуррахман».
В этом медресе работали ученые, которые являлись потомками первых мударрисов медресе, построенного Улугбеком еще в XV веке. Согласно источникам, обучение студентов осуществлялось как и во всех известных медресе того времени. Существовали младшие, средние и высшие группы студентов. Каждая группа состояла из 20 человек, и их финансовое обеспечение отличалось друг от друга. 3000 динаров и 300 мер продуктов (ячмень, пшеница) в год для учащихся младших групп, 3600 динаров и 450 мер для учащихся средних групп, 5400 динаров и 600 мер для учащихся старших групп.
Медресе, о котором идет речь, также послужило гробницей рода Шейбани-хана. В 1510 году сюда было привезено и похоронено обезглавленное тело Шейбани-хана, погибшего в битве с царем Ирана - Исмаилом Сефеви. На этом кладбище погребли более десяти султанов и принцесс, принадлежащих к династии Шейбани-хана. Среди них Мехр Султан-ханум, ее муж и несколько родственников.
Согласно историческим источникам, ряд архитектурных памятников в Самарканде начал разрушаться в конце XVII и начале XVIII века из-за междоусобных войн или отсутствия внимания на государственном уровне. Примерно в 1637-1638 годах медресе несколько раз ремонтировали, внося в конструкцию вносили новые изменения. К концу XVII века медресе превратилось в руины. Один из правителей того времени - Шахмурад (1785-1800) - издал приказ о восстановлении медресе. Позднее, к 1874 году, одна часть медресе была снесена из-за строительства дороги.
Медресе сохранилось и частично действовало до начала XX века, но позже пришло в полный упадок и разобрано на кирпичи местными жителями.
Махкамой ТУРСУНОВA,
профессор СамГУ.