«Эхо» Рамиза Ходжаева

В Самаркандском музее дружбы народов и религиозной толерантности открылась персональная выставка молодого художника Рамиза Ходжаева «Эхо».
В творческой биографии преподавателя Самаркандской специализированной школы искусств она вторая: первая успешно прошла в арт-галерее «Айсель» и вызвала массу положительных эмоций у зрителей. Нынешний вернисаж, представленный спустя полтора года, расширил круг почитателей живописца, объединив разные поколения любителей искусства.
Название выставки «Эхо» отражает ее содержание. Это и эхо времен, поколений, и эхо творчества разных художников. В работах Рамиза Ходжаева можно узнать ломанные линии Пабло Пикассо, формы Амадео Модильяни и Каземира Малевича, уловить таинственное звучание цвета Аслиддина Исаева, лиричность Шахнозы Абдуллаевой и экспрессию Хуршеда Халилова. И автор с радостью принимает это узнавание другими, ведь, чтобы найти свой путь в живописи, нужно сначала научиться видеть действительность, в том числе и творчески осмысленную, а затем ее отражать. Отражаться что-либо может только от какого-либо препятствия, и как известно, пустота, вакуум не могут ничего проводить и отражать. А Рамиз уже с первой выставки показал, что он надежный проводник традиционных методов в искусстве. Теперь же художник с застенчивой улыбкой показывает мастерство отражения. Он будто играет со своими учителями в настольный теннис, виртуозно отбивая броски старших мастеров. Кстати, на одной из небольших работ Рамиза как раз запечатлен этот любопытный процесс.
В представленной выставке практически отсутствует классический реализм, разве только не считать классикой тот же модернизм или авангард, которые от души эксплуатирует Рамиз Ходжаев, но делая это глубоко продуманно. Тот же Зарафшан с ворующими гравий экскаваторами или Самарканд с его синими минаретами и куполами – отнюдь не реализм в привычном его понимании. Здесь Рамиз отражает свои тревогу и боль.
С любовью выписана супруга художника, еще год назад носившая под сердцем их ребенка. Яркая картина, полная любви и нежности, привлекала всех зрителей, особенно девушек, которые обязательно делали снимок рядом с полотном – на удачу! Счастливо улыбалась рядом с картиной и супруга, но уже с дочерью на руках. И это было настоящим отражением жизни.
На открытии вернисажа звучали слова признания таланта от маститых самаркандских художников Аслиддина Исаева, Туркмана Эсанова, Джумабоя Абдурауфова, искусствоведа Сафуры Рузимуратовой, председателя областного отделения Творческого союза художников Ахмадхона Исоева, директора музея современного искусства «Рухсор» Нормурода Негматова…
- Рамиз действительно вырос за этот год, - считает его коллега по цеху, художник Озод Негматов. – Да, в картинах много узнаваемых стилей и направлений, почерков других художников, ведь очень сложно отстраниться идейно от творчества тех, с кем постоянно общаешься, чьи мастерские постоянно посещаешь. Плюс он еще и сам преподаватель живописи, который рассказывает ученикам об истории искусства, а значит, постоянно «варится» в чужом творчестве. Это сильно влияет. Я сам в свое время испытывал влияние своих друзей. Но при всем при этом у Рамиза есть уже и сильные работы, которые говорят нам о его духе, настойчивости и, конечно, таланте.
Напомню, что уроженец Самарканда Рамиз Ходжаев первые уроки рисования получил от отца и одаренного педагога центра «Баркамол авлод» Натальи Ниц. После окончания СамГАСИ (ныне университет) он стал преподавать живопись в Самаркандской специализированной школе искусств, работая вместе со своим учителем Джумабоем Абдурауфовым.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.