Эффект узнавания: пять плюс один

В настоящее время на многих самаркандских выставочных площадках идут вернисажи. В галерее «Чорсу» совместно выставляются художники из Узбекистана и Таджикистана, а в Самаркандском музее дружбы народов и религиозной толерантности представлены работы последних лет Хуршеда Халилова.

В наше оцифрованное время трудно найти свой путь в изобразительном искусстве. С того момента, когда иссяк источник вдохновения у фовистов, футурокубистов и дадаистов, чьи идеи, впрочем, успешно используются талантливыми комбинаторами от живописи по сей день, художникам остается только сделать выбор между эстетикой и жестом. Что ж, выставляющиеся сегодня в Самарканде художники пошли по широкой благоустроенной улице искусства изящного. По этой освещенной улице любит вечерами в будни и праздники гулять уставшая от повседневной информационной рутины публика. На миг, с горем пополам оторвавшись от соцсетей, эта публика пропитывается импульсами и раздражителями мира реального, чтобы со свежими эмоциями вновь нырнуть в уютную "цифру". В нашем случае импульсы, которые получил или получит зрительный нерв от созерцания станковой живописи, приятно будоражат воображение, радуют эффектом узнавания образов и успокаивают нервную систему в целом.

Две выставки, представленные на разных площадках, едины в своей идее одарить всех соприкоснувшихся общепризнанной красотой и «человеческим, слишком человеческим». В картинах нет потрясающих сознание неясностей, художники не бросают вызов обществу, государству, миру. На самом деле, этого "добра" в нашем неспокойном общежитии под названием "планета Земля" сейчас предостаточно без них – масс-медиа в этом преуспели. А вот искреннего, идущего из подсознательных пластов психики невербального признания в любви к жизни и людям не хватает. Душанбинские и самаркандские художники попытались восполнить этот дефицит.

«Образ и цвет»

в галерее «Чорсу» представляют пять художников: Далер Михтоджов, Ильес Мамаджанов и Бахром Исматов (Душанбе, Таджикистан), Нуриддин Исаев и Ахмад Исоев (Самарканд, Узбекистан). Динамично выстроенная экспозиция куратором выставки Манушак Арушановой дает возможность зрителю постепенно прочувствовать экспрессию работ.

Особенно сильна экспрессия красного у Д. Михтоджова. Страстный поклонник Г. Климта, художник смог синтезировать приемы орнаментики с насыщенной палитрой оттенков красного цвета с его противоречивой символикой и эмоциями, но вечным стремлением к жизни. Однако за первым впечатлением от картин Далера открываются смыслы, в которых и безответная любовь, и философия трудового бытия, и вечные семейные ценности.

Картины И. Мамаджанова отличаются лаконичностью цвета и плавностью линий. Используя минимум выразительных средств, но хорошо знакомые национальные нарративы, живописец проникает в сердце зрителя неспешно, под нежные мелодии Востока.

Работы Б. Исматова тоже всегда узнаваемы экспрессией пустого пространства вокруг композиционных центров. Художник, выделяя главные образы, оставляет за зрителем право заполнить пустоту вокруг с помощью своего воображения, и здесь невольно проводятся параллели с супрематизмом. Притягателен в этом плане его фруктовый полиптих, где царствуют насыщенные красный, синий и зеленый цвета.

- В каждой из картин я изобразил разные фрукты – дары нашего щедрого края, - говорит Б. Исматов. – Всевышний подарил нам такую землю, на которой столько всего растет, главное – приложить труд. И наши труженики это делают с полной самоотдачей, с любовью. И пустые птичьи клетки на картинах символизируют этот свободный выбор во имя продолжения жизни.

Экспрессия светотени стала настоящей визитной карточкой Ахмада Исоева. Художник не скрывает своего пристрастия к графике: все его картины с четкой прорисовкой прекрасно выйдут в черно-белой печати. Однако выбрав реализм и холодную цветовую гамму, А. Исоев компенсирует ее теплотой запечатленных образов уходящего времени: исчезающих сельских двориков, стариков, глядящих на нас из вечности.

Нуриддин Исаев, давно заимевший свой стиль в живописи, в последние годы отходит от математики орнамента, который в раннем периоде связывал его с национальными корнями. Теперь художник смело дает вырваться наружу цветомысли из сковывающих ее линий, чтобы донести до зрителя невербальные образы своего внутреннего мироощущения. Картина «Беженцы» буквально кричит от страданий и безысходности, в работе актуализирована тема войны и ее горьких последствий.

- «Образ и цвет» - первая совместная выставка художников из Душанбе и Самарканда, - говорит председатель областного отделения Творческого союза художников Узбекистана Ахмад Исоев. – Мы практически одного возраста, поэтому росли на одних и тех же ценностях, но у каждого выработался свой почерк, свое видение изобразительного искусства. Этой выставкой мы хотим объединить народы с одной судьбой, показать людям то, что волнует сегодня наше поколение художников.

«Мелодии сура в переливах красок»

Праздник цветоформ, начатый Хуршедом Халиловым в пандемийный период, продолжился и после него. Выйдя из горнил реализма и импрессионизма, подсев однажды на авангард, самаркандский художник продолжает «плыть» в матиссовских «первичных элементах» на своей нарядной неоновой яхте. Эта яхта идет с попутным ветром национальных традиций и под ярким солнцем Родины.

Окружающая и внутренняя реальность для Халилова - живописца, постоянно экспериментирующего со стилями, - перестала иметь четкие формы, став легкой игрой цвета, линий, пятен. К этой легкости художник шел не один год и не одну выставку. И сегодня красочная палитра и внутренняя динамика образов, которая достигается смелыми широкими мазками, превращают каждую работу в музыкальную композицию. Есть картины-симфонии, например, «Равноденствие», а есть картины-сюиты – «Царские тосты», «Танец Востока».

Выставка «Мелодии сура в переливах красок» в музее с хорошим светом разделена залами, а потому несколько дробит работы с единой тематикой. Однако, если не вчитываться в этикетаж, то вихрь эмоций и мыслей у посетителя вернисажа унесет далеко за пределы обывательского мира в бесконечный мир фантазии.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора и сети Интернет.