Дуальное образование: когда теория встречается с практикой

В Самарканде в рамках проекта GIZ «Поддержка процесса реформирования и модернизации системы профессионального образования Узбекистана (TexVET)» прошла международная конференция «Дуальное образование формирует будущее Узбекистана». Его участниками стали партнеры проекта, представляющие различные министерства и ведомства, текстильные институты, ассоциации, а также эксперты профессионального образования из Узбекистана, Центральной Азии и стран Европы.
На мероприятии выступил заместитель хокима области по молодежной политике, социальному развитию и духовно-просветительской работе Хусен Тухтаев, который отметил, что сегодня в 43 техникумах региона обучаются 4 160 студентов по 38 специальностям. Учеба проходит на базе 399 предприятий и организаций, где за студентами в качестве «наставников» закреплены 503 квалифицированных специалиста. Свыше 1 300 студентов получают заработную плату на предприятиях от 700 тысяч до 3,6 миллиона сумов в месяц. В частности, на предприятии ООО «Дака-Интекс» в Самарканде в рамках дуальной модели обучаются более ста студентов.
Международные эксперты подчеркнули, что новый узбекско-германский проект является частью приоритетной программы устойчивого экономического развития. Участие Германии направлено на создание устойчивой занятости и расширение возможностей для получения доходов населением Узбекистана, что в долгосрочной перспективе приведет к улучшению качества жизни граждан.
Согласно договоренностям, достигнутым в ходе межправительственных переговоров 2019 года, проект TexVET способствует сближению профессионального образования с потребностями рынка труда и внедрению национальной системы дуального обучения, отвечающей международным стандартам.
Суть дуального образования заключается в интеграции учебного процесса с реальной производственной деятельностью. Студенты значительную часть времени проводят на предприятиях, где под руководством опытных наставников осваивают необходимые профессиональные навыки. Этот подход обеспечивает высокую степень адаптации выпускников к условиям работы и снижает период их адаптации на первом рабочем месте.
Внедрение дуального образования требует активного участия как образовательных учреждений, так и предприятий. Разрабатываются совместные учебные программы, учитывающие специфику производства и требования работодателей. Предприятия предоставляют рабочие места для стажировок, а также участвуют в оценке качества подготовки студентов.
Преимущества дуального образования очевидны: повышение конкурентоспособности выпускников, снижение кадрового дефицита, повышение производительности труда и экономического роста. Развитие дуального образования является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования Узбекистана, направленным на формирование квалифицированной рабочей силы, способной успешно решать задачи индустриализации и модернизации экономики страны.
Проект способствовал тесному сотрудничеству между министерствами, работодателями и профессиональными учебными учреждениями, разработке новой нормативно-правовой базы для создания системного подхода к профессиональному образованию, включая шаги к внедрению модели дуального обучения.
Особое внимание уделялось вопросам гендерного равенства и расширению возможностей для молодежи в сельских районах. В учебные программы были включены такие навыки, как критическое мышление, работа в команде и экологическая осведомленность. Темы здоровья, безопасности и экологичных практик интегрированы в модули подготовки, особенно для отраслей, связанных с обращением с химическими веществами и управлением водными ресурсами. Кроме того, в рамках проекта было разработано более 80 методических руководств и учебных пособий, способствующих внедрению дуального профессионального образования, создано свыше 16 промо-роликов о востребованных на рынке труда профессиях.
Проект также способствует достижению целей Стратегии развития Узбекистана «Узбекистан - 2030» в сфере образования. Ключевые направления включают развитие педагогических кадров, внедрение современных образовательных технологий, привлечение частного сектора, укрепление связей между вузами и промышленностью.
Организаторами выступило Германское общество по международному сотрудничеству GIZ GmbH совместно с партнерами по проекту Министерством высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан и Узбекской текстильной ассоциацией «Узтекстильпром».
Замира ФАРХАДОВА.
Фото автора.