Дружба, рожденная в боях, не знает срока давности
В довоенное время в колхозе «Большевик» (ныне объединение «Дустлик») Самаркандского района жила обычная семья. Не знающие грамоты Джура Саидов и его супруга Мушарраф и думать не могли, что их дети, пройдя тяжелое испытание войной, станут достойными сыновьями своей Родины. Старший сын Туракул станет учителем, средний - Ахрор - юристом, а младший Хамракул - возглавит санитарную службу Самаркандской области. Сегодняшний наш рассказ о Туракуле.
В 1939 году Туракула Джураева, работающего учителем, призвали в армию. Службу он начал в 136 кавалерийском полку 9-й Крымской дивизии. Грамотного паренька направили в полковую школу, после окончания которой он был назначен помощником командира взвода. Войну Туракул встретил в Бессарабии. В декабре 41-го с однополчанами удерживал превосходящие силы противника на Можайском рубеже.
В апреле 1943 года Джураев попадает в партизанский отряд «Славный», сформированный решением Главного командования войск НКВД - СССР для выполнения в тылу врага спецзаданий и организации партизанского движения. В то время отряд насчитывал 250 бойцов, среди которых были известные спортсмены, чемпионы страны по марафонскому бегу М. Иванкович, гребле - А. Долгушин, метанию диска - А. Метропольский, лёгкой атлетике - К. Модей, братья Георгий и Серафим Знаменские, штанге - Н. Шатов, велоспорту - М. Зайпольд, боксу - Ф. Бухман и другие. К моменту соединения с частями Красной Армии в августе 1944 года отряд насчитывал 315 человек.
Однажды разведчики «Славного» донесли, что по шоссе движется вражеская колонна. Партизаны решили устроить засаду. Удар был настолько неожиданным и дерзким, что превосходящие силы врага растерялись и побежали, не прошло и часа, как колонна была полностью разгромлена, уничтожено более 150 гитлеровцев, захвачено большое количество оружия, боеприпасов и продовольствия. Хоть потери партизан были и незначительными, но в том бою погиб любимец отряда А. Долгушин.
На уничтожение «Славного» было брошено несколько полков. Отряд оказался в окружении, и тогда командир отряда Анатолий Петрович Шестаков принял решение выходить из кольца с боем, а все кто пробьется, идет на старую базу. Говорят, чудес не бывает, однако на этот раз оно произошло: отряд из окружения вышел без потерь. А произошло следующее. Партизаны решились на отчаянный шаг, переоделись в немецкую форму и, выбрав один из наиболее удобных участков, в открытую вышли прямо к фашистам. Те, ничего не подозревая, пропустили «своих». Уже выйдя из кольца, партизаны наткнулись на карательный отряд. Не дав врагу опомниться, они в коротком бою уничтожили фашистов, захватив при этом важные документы. Уже углубившись в лес, партизаны услышали, как в районе, который они недавно покинули, идет бой. Лишь позже они узнали, что фашисты, получив сообщение о переодетых в немецкую форму партизанах, устроили засаду, в которой перестреляли друг друга. Пока каратели разбирались, что к чему, отряд вышел к городу Рогачёво. Нуждаясь в продовольствии, Шестаков принял решение, под покровом ночи проникнуть в сильно укреплённый немецкий гарнизон г. Рогачёва, насчитывающий около пяти тысяч гитлеровцев.
Провести партизан к пекарне взялся местный старик. Группу из 15 человек, в которой был и Туракул Джураев, возглавил командир роты К. Модей, хорошо знавший немецкий язык. Пробравшись к хлебозаводу, Модей отвлекая охранника, заговорил с ним, тем временем Туракул, подкравшись сзади, ударом кинжала снял часового. Партизаны хлебом и солью набили до отказа вещевые мешки, после чего подожгли хлебозавод и склад с зерном. Пожаром было уничтожено четыре вагона с зерном, солью и мукой, а также шесть тонн печёного хлеба.
При выходе из города группа попала под обстрел немецких патрулей, лишь только оторвались, как услышали гул настигающих её автомашин. С целью остановить погоню Модэй заминировал Рогачёвский большак. Вскоре наскочив на мину, головная машина взорвалась, после чего преследование прекратилось. Только в лесу Туракул почувствовал, что не может наступать на ногу. Рана оказалась серьёзной, и после лечения в госпиталях Джураева комиссовали.
Вернувшись в 1944 году в родное село Т. Джураев вновь стал преподавать родной язык и литературу в школе №1 Самаркандского района. Заочно с отличием окончил университет. Неоднократно за ударный труд поощрялся. Был избран делегатом IV съезда учителей Узбекистана. Ветеран войны и труда Туракул Джураев работал так же, как и воевал, его грудь украшали более 18 орденов и медалей за боевые заслуги и ударный труд.
В Самарканде встретил свою любовь. Вместе с супругой Темирой воспитали десятерых детей.
Хотя уже нет Т. Джураева среди нас, его дети и внуки не теряют связь с Беларусью. Они переписываются с детьми и внуками командира Савелия Герасимовича, Сидоренко-Солдатенко. Рождённая в боях дружба отцов и дедов поддерживается сыновьями и внуками.
Рафаэль ХУСНУТДИНОВ.
Фото автора.