Добрая слава детской школы
Детской школе музыки и искусств № 4 г. Самарканда в этом году исполняется 60 лет. Ее стены покидает уже 57-й выпуск учеников. Все они уйдут в жизнь с пониманием прекрасного в этом мире.
В преддверии 1 июня в школе с богатейшей историей и традициями прошел большой юбилейный концерт. В зале было не протолкнуться, как и порой на сцене из-за обилия зрителей, выступающих, их родителей. Особыми гостями были ветераны и руководители городских ДШМИ, пришедшие поздравить и поддержать своих коллег. Озвучили и некоторые страницы истории данного учебного заведения, которое на протяжении долгих лет является обителью муз, закладывает основы творческого восприятия мира, учит нотной грамоте и азам изобразительного искусства.
Праздничный концерт из 24 номеров стал своеобразным апофеозом деятельности школы, показав лучшие достижения и умения. Выразительное выступление зажигательной группы дойристов сменялось звучными сольными и хоровыми вокальными исполнениями. Здесь звучали и макомы, и оперные арии, виртуозно исполнялись композиции на фортепиано, баяне, струнных и духовых инструментах... При всем многообразии стилей и направлений чувствовалось единое начало, объединяющее всех вместе. Завершили концерт своим блистательным выступлением ученицы балетной группы «Маргарита», сорвав бурные аплодисменты. Впрочем, история школы никогда не знала равнодушия зрителя, о чем повествует фотолетопись в фойе.
Очаг культуры
Школа искусств № 4 давно известна в Самарканде как культурный центр Темирюльского района и вполне заслуженно пользуется в народе доброй славой. Ее отличительными чертами являются высокий уровень преподавания и традиции.
История возникновения музыкальной школы № 4 (как она называлась изначально) своеобразна. Инициаторами ее открытия были обычные работники железной дороги Б. Волчок, И. Лопушнин и другие, считавшие создание в Железнодорожном районе очага культуры насущной необходимостью. Немало тогда усилий приложил директор 1-ой музыкальной школы А. Багдасаров. Решение было принято, но вот со зданием для нее возникли проблемы.
Первоначально музыкальной школе пришлось ютиться в здании односменной средней школы № 67, находящейся близ вокзала. Под нее выделили несколько классов, где рядом с партами стояло фортепиано, а музыкальные занятия начинались после двух часов дня, когда заканчивались уроки в обычной школе. Кабинет директора и завуча располагался в медпункте, где рядом со шкафчиком для лекарств стояло фортепиано и занимался педагог.
Тогда во главе небольшого, но сплоченного коллектива педагогов стоял первый директор школы Сергей Кардашёв. В памяти людей он остался блестящим руководителем и организатором, энтузиастом, любящим свое дело. Кардашёв руководил детским хором в школе и взрослым хором в клубе железнодорожников. Педагогический коллектив состоял, в основном, из молодых и только недавно окончивших музыкальное училище работников. Это Виктор Аринин, Лидия Гудкова, Нина Туришина и Павел Сотниченко, Людмила Алпарова, Ирина Артемьева, Нина Козелкова и другие. Они были не только педагогами, но еще и пропагандистами музыкальной культуры, стараясь поднять ее на должный уровень.
Занятия в школе проводились по классам фортепиано, скрипки, баяна и аккордеона. Первоначально было 60 учеников. Чтобы проводить полноценные занятия, педагогам приходилось работать до восьми вечера. Из-за нехватки помещений приходилось работать в одном классе двум и даже трем педагогам одновременно. Было чрезвычайно сложно, но благодаря поддержке со стороны директора и его оптимизму, который передавался педагогам, удавалось добиваться отличных результатов.
В 1970 году в музыкальной школе открылись дополнительные классы - духовых и узбекских народных инструментов, а количество учащихся выросло до 265 человек.
За прошедшие годы в школе сложились традиции, способствующие сплочению коллектива из опытных педагогов-профессионалов и повышению уровня учебного процесса. В дни государственных и общественных празднеств здесь проводятся тематические концерты, в которых обязательно принимают участие дети из всех классов и отделов, а в фойе размещаются стенды с рисунками учащихся.
Везло на директоров
Школе искусств № 4 с самого начала везло на директоров. Первый директор Сергей Кардашёв руководил ею с 1964 по 1990 год, сумев собрать и сплотить коллектив педагогов, заложить в ней здоровые основы. После него руководство осуществлял В. Маркусов, бывший прежде преподавателем этого заведения. При нем школа отмечала свое 30-летие, к этой дате в ней начали функционировать дополнительные отделы и вестись занятия по обучению детей игре на рубабе и дойре, трубе и тромбоне, кларнете и флейте, а также на виолончели и скрипке, гитаре, фортепиано и ударных инструментах.
Стоит особо отметить блестящего музыканта и отличного специалиста Сулеймана Набиева. При его руководстве в жизни школы произошли кардинальные перемены, связанные с выполнением Президентской программы об улучшении деятельности детских школ музыки и искусства и укреплении их материально-технической базы. С 2010 по 2013 гг. на месте школьного сада был построен дополнительный корпус, в котором открылись новые отделения - хореографии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также традиционного и эстрадного пения.
Начиная с 2013 года эстафету директорства приняла Виктория Салимова – отличный организатор творческих мероприятий и концертов, талантливый музыкант, композитор и аранжировщик. После ее ухода в 2018 году все функции и обязанности директора выполняла опытный работник и пользующийся общим доверием завуч Людмила Богословская.
Сегодня школу искусств возглавляет Ирода Шакирова. Она приняла на себя руководство пять лет назад, успев предварительно проработать в коллективе семь лет с момента основания здесь хореографического отдела. И. Шакирова старается обеспечить благоприятные условия, чтобы педагоги могли полноценно заниматься своим делом. Кстати, именно при ней в 2013 году была образована балетная группа «Маргарита», которая сложилась в самобытный творческий коллектив с широким репертуаром интересных номеров.
С чувством прекрасного
Из года в год растет число желающих учиться в ДШМИ №4, отделы расширяются, а классы с трудом вмещают всех учащихся. В школе функционирует 13 направлений музыки и искусства. Это фортепианный и струнный отделы, а также отдел духовых и ударных инструментов - флейта, кларнет, саксофон, труба и барабан. Есть вокальное отделение, куда входят эстрадный и академический вокал, и традиционное национальное узбекское пение (макомы). В отделе узбекских народных инструментов учат игре на дойре, рубабе и дутаре, народные инструменты включают: аккордеон, баян и гитару. Отдел прикладного искусства состоит из предметов изобразительного и прикладного искусства, хореографии.
В школе сегодня трудятся 82 преподавателя, включая концертмейстеров. В распоряжении учителей и 547 учеников современные классы, в которых находятся прекрасные инструменты, вместительный большой зал со сценой для проведения концертов, где стоят фортепиано и рояль, и еще отдельный зал для проведения занятий и репетиций с хором и оркестром, а также зал для занятий хореографией. Есть библиотека с нотным фондом.
Ежегодно из стен школы выходит около 85 выпускников. Конечно, только часть из них продолжит свой путь, поступив в высшие учебные заведения культуры и избрав своей профессией творчество. Но у остальных в той или иной степени за годы учебы сформируется и разовьется чувство понимания прекрасного и эстетическое восприятие в целом.
Александр ГАЛАК.