До конца года Самарканд получит 200 новых автобусов
Самарканд получит новые автобусы в рамках проекта по полному переходу системы общественного транспорта на брутто-контракты.
В настоящее время на городских маршрутах обслуживают население 124 новых и 120 старых автобусов, что составляет чуть более 44 процентов от требуемого количества. Для полного удовлетворения потребностей населения необходимо свыше 500 машин.
- Именно в этом направлении мы и работаем сейчас, - говорит начальник областного управления транспорта Равшан Таджиев. – Планируем все городские маршруты обеспечить новыми автобусами. Так, до конца года мы должны получить 200 новых машин. Из них половина будет приобретена на средства Европейского банка реконструкции и развития, а остальная часть – за счет предпринимателей.
В последние годы у нас действительно делается многое для того, чтобы перевести сферу общественного транспорта на цивилизованные рельсы. Так, в соответствии с Постановлением Президента РУз №ПП-59 от 16 февраля 2023 года «О мерах по реформированию системы общественного транспорта» городские маршруты были выставлены на тендерный конкурс и по его итогам победителем было признано ООО «Мароканд транс 777», с которым составили брутто-контракты по семи маршрутам.
Еще один шаг для улучшения деятельности городского транспорта – это мониторинг и контроль за пассажирскими перевозками. Для этого недавно создано государственное учреждение, которое мониторит работу автобусов через информационную систему UzBusMonitoring (IVMS).
С учетом автомобильных пробок на городских дорогах и для обеспечения преимущества передвижения на общественном транспорте создаются отдельные полосы для автобусов. Такие уже действуют на улицах Абу Али ибн Сино, Бустонсарой, Университетском бульваре. Намечается в скором времени создать подобную полосу и на улице Гагарина.
Особый вопрос – удлинение графика работы городских маршрутов. Об этом говорилось и на прошедшей недавно в областном Доме печати пресс-конференции. Действительно, хотя время завершения рейсов на городских маршрутах установлено 21:00, но уже после восьми вечера у горожан мало шансов добраться до пункта назначения на автобусах, водители которых к этому часу с чувством исполненного долга возвращаются в гаражи. А в это время в городе жизнь еще кипит. Как быть?
- Мы думаем над этим вопросом, - продолжает Р. Тадждиев. – И нам выход представляется опять-таки в брутто-контракте. Ведь, как известно, в этой системе водитель получает деньги не за количество перевезенных пассажиров, а за пройденный километраж. С заключением таких контрактов в автобусах будут уже три водителя, которые день поработав, два дня будут отдыхать. Им, естественно, выгодны лишние километры, поэтому время работы городских автобусов можно будет устанавливать до 22:00.
Теперь перейдем к ситуации в районах области. Для удовлетворения потребностей населения в услугах общественного транспорта в районах создан ряд новых маршрутов. Среди них - №346 «Автостанция Мирбазар -махалля «Дустлик» - автостанция Мирбазар», №323 «Автостанция «Джума» - поселок Чархин - рынок «Гулобод» Эко агрологистика», №454 «Село Мани – махалля Ходжи Исмаила – город Челек – автостанция «Пайарык» и другие.
В оказании качественных транспортных услуг населению роль остановок и автостанций нельзя переоценить. По области ныне существуют 17 автостанций и 1 422 автобусных остановок. Если автостанции находятся в распоряжении субъектов предпринимательства, то 1033 остановок – на балансе управления автомобильных дорог и 389 принадлежат предпринимателям.
Надо отметить, что по нормативно-техническим стандартам автобусные остановки должны иметь площадки для высадки пассажиров, въезда и остановки автобусов, специальный дорожный знак, беседку, сиденья (скамейки), пандусы для инвалидов, урну для мусора, а также информационные щиты.
- Во время проверок нами установлено, что ни одна остановка не отвечает полностью этим требованиям, - продолжает Равшан Таджиев. – Также в ходе изучения выявлен ряд упущений и на автостанциях. Например, такие недостатки существуют в Иштыханском, Пахтачийском, Нарпайском, Пайарыкском районах. После критического анализа ситуации в хокимияте области в конце лета сейчас в данных автостанциях ведутся работы по реконструкции. Отмечу, что по поручению хокима области после ремонта мы обязательно изучим ситуацию еще раз и посмотрим, что там сделано конкретно.
Отдельный вопрос, который давно волнует пассажиров, – качество услуг на общественном транспорте. Как можно судить по комментариям в соцсетях, многие, особенно жители города Самарканда, не удовлетворены поведением водителей на автобусных маршрутах. Они могут нагрубить, выглядеть неопрятными, подолгу стоять на остановках в ожидании «лишних» пассажиров. Эта тема тоже прорабатывается в управлении транспорта. Скоро водители всех новых автобусов в городе получат униформу. По поводу их поведения тоже неоднократно проводился инструктаж на автопредприятиях. Однако рычагов прямого воздействия на них управление транспорта не имеет, так как автопредприятия относятся к частному сектору и для вмешательства в их деятельность необходимо получить разрешения бизнес-омбудсмена по каждому вопросу отдельно. Опять-таки полный переход к системе брутто-контрактов может в корне изменить ситуацию. А это станет возможным лишь через расширение парка автобусов, над чем ныне и работает управление транспорта.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.