Четыре закона - один вектор: социальная справедливость, безопасность и права граждан

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в центре обсуждения оказались следующие ключевые вопросы:

Законопроектом «О безопасности пищевой продукции» четко определены основные направления и принципы государственной политики в сфере безопасности пищевой продукции, а также полномочия государственных органов в этой сфере.

Также порядок разработки и применения санитарных мер, правил и норм в области обеспечения безопасности пищевой продукции приводится в соответствие с международными нормами и правилами.

Нормы законопроекта направлены на регулирование отношений в области безопасности пищевой продукции в соответствии с правилами Всемирной торговой организации и международными стандартами, совершенствование механизмов государственного управления и контроля в данной сфере с учетом требований времени, а также на четкое определение задач уполномоченных государственных органов.

Депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы оказания юридической помощи малообеспеченным лицам за счет государства.

Законопроектом расширяется категория лиц, имеющих право на получение юридической помощи за счет государства. В частности, определено, что малообеспеченные лица могут получить юридическую помощь за счет государства при обращении в Конституционный суд по вопросам соответствия Конституции примененного в отношении них закона.

Законопроектом «О градостроительной реновации» определяются основы и цели градостроительной реновации, обязательные условия, основные принципы, этапы реновации, порядок разработки и реализации проектов, а также основы государственного управления в данной сфере.

 Как отметили инициаторы закона, в 2019–2023 годах для удовлетворения спроса на жилые дома (в год 145 000) в среднем возведено 60 000 новых жилых домов, а в 2024 году — 100 000, и для дальнейшего удовлетворения растущих потребностей требуются дополнительные земельные ресурсы.

Законопроектом закрепляется, что реновация будет основана на принципе добровольности, а также никого не будут принуждать к участию в данном процессе, то есть предусматривается обязательное заключение нотариально заверенного соглашения со всеми правообладателями для начала реализации проекта градостроительной реновации. 

Документом определено, что при осуществлении градостроительной реновации никто не может быть лишен жилья без решения суда и в порядке, противоречащем законодательству. Строго гарантируется неприкосновенность частной собственности и ее защита государством, создание всех необходимых условий для обеспечения сохранности частной собственности, недопустимость нарушений прав правообладателей государственными органами, их должностными лицами и служащими.

Наряду с этим в рамках градостроительной реновации все противоречия и неясности, возникающие во взаимоотношениях правообладателя с государственными органами по осуществлению права частной собственности и права землевладельца на землю, трактуются в пользу правообладателя.

Документом предусматривается система справедливой компенсации собственникам жилых и нежилых помещений. То есть компенсация определяется как передача права собственности на новые строящиеся жилые и нежилые объекты на территории, на которой осуществляется градостроительная реновация, на жилые и нежилые объекты из другой местности, а также по рыночной стоимости в денежной или иной форме, предусмотренной соглашением.

При передаче в качестве возмещения жилого и нежилого объекта предусматривается, что предоставляемая жилая площадь должна быть не меньше площади реконструируемого жилого помещения правообладателя, а также должна быть сдана в готовом для проживания состоянии и предлагаться в первую очередь с нижних этажей.

➡️Проект реновации  подлежит общественному обсуждению с использованием электронной платформы «Реновация градостроительства», официальных веб-сайтов средств массовой информации и других средств определения общественного мнения.  А также проект реновации вносится в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента.

Законопроектом, направленным на дальнейшее совершенствование системы социальной защиты детей, определяются полномочия Национального агентства социальной защиты населения и его территориальных подразделений по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведению их учета и предоставлению альтернативных форм размещения.

За неисполнение своих обязанностей лиц, ответственных за воспитание, образование и охрану здоровья детей, предусматривается привлечение к административной ответственности. Также предлагается передать директору Центра социальных услуг «Инсон» полномочия хокимов по назначению опекуна или попечителя.

Проектом предусмотрено, что на нотариусы возложена обязанность предоставлять в Центры социальных услуг «Инсон» сведения о поданных заявлениях на усыновление (удочерение) ребенка, передачу ребенка под опеку или попечительство и удостоверении подлинности подписи в этих заявлениях.

Законопроектом также предусматривается право опекунов отказаться от получения наследства и подарков от имени подопечного с разрешения органа опеки и попечительства. Также устанавливается обязательное участие представителя Центра социальных услуг «Инсон» в делах о снижении размера алиментов, взыскиваемых в пользу ребенка.

Предлагается освобождение от уплаты государственной пошлины в случае иска Национального агентства социальной защиты населения и его территориальных подразделений о взыскании дополнительных расходов на лечение и реабилитацию ребенка с родителей или лиц, лишенных родительских прав, а также регистрации ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, по месту жительства опекуна (попечителя), приемных родителей.