Бездонная глубина «Отряда «101»
Художественный фильм «101», чья общенациональная премьера в дни празднования 9 мая вызвала широкий положительный резонанс, по одноименному роману Анвара Иргашева и Юлии Медведовской, в котором они выступили авторами сценария и продюсерами, в постановке режиссера Хамидуллы Хасанова, способен полностью изменить представление зрителя о кино на военную тематику. Уникальные декорации, игра актеров и режиссерский замысел позволяют зрителю прожить вместе с героями щемящую историю, подарившую солдатам бессмертие. Картина, ожившая благодаря недавно полученным документальным данным и размышлениям авторов одноименного романа и нидерландского журналиста Ремко Рейдинга об истории узбекских воинов из так называемого «Отряда 101», имеет бездонную глубину, множество драматических линий, «говорящих» символов. Художественный фильм «101» не только о мужестве и героизме узбекских солдат, но он и о том, из чего формируется подвиг, о культуре, обычаях и традициях, достоинстве узбекского народа, о великом наследии предков.
Узбекские воины прошли на земле все круги ада в концлагере голландского города Амерсфорт и остались настоящими людьми. Их героическая и одновременно трагическая судьба всколыхнула мировую общественность и легла в основу сюжета фильма, где один эпизод рождает у зрителя вопросы, а другой дает на них ответы.
Кульминация картины – эпизод с хлебом, который бросают измученным, голодным узникам концлагеря Амерсфорт. Настолько ароматный и свежий, что даже у сытых фашистов закружилась голова. Нормальная реакция истощенного голодом человека – броситься на еду. Но узбекские воины, многие из них вчерашние мальчишки, не познавшие еще толком жизнь, но попавшие в самое месиво войны, смогли сохранить человеческое достоинство. Младший узбек бережно поднял хлеб с земли, поцеловал его и отдал старшему. Тот разделил хлеб на маленькие кусочки, на всех поровну. Последний кусочек достался ему, и он за него поблагодарил Всевышнего.
Что помогло 101 человеку разных возрастов и характеров, с разным образованием и жизненным опытом сплотиться в трудный момент и стать единым целым?
Ответ на этот вопрос мы находим в начале фильма. Первые кадры показывают красивую панорамную съемку древних памятников Самарканда – медресе Шердор, Тилля-Кари, Улугбека, ставших, по сути, одними из первых университетов мира, где создавались наука и культура народа, формировались его традиции. Об этом буквально перед началом войны своим ученикам рассказывает главный герой картины – школьный учитель Хошим. Наставник, несущий всем мир, доброту и свет знаний, даже представить не мог, куда вскоре закинет его судьба: жесточайшее «Смоленское сражение», плен вместе с возглавляемым им «Отрядом 101» в голландском городе Амерсфорт.
Не потерять человеческий облик, не превратиться в животных и не разорвать от голода себе подобных, чего так добивались фашисты, ему и остальным солдатам позволяет богатое духовное и историческое наследие предков, которое стояло за спиной каждого из них.
В мастерском воплощении психологии военнопленных, в точной передаче их психофизики, душевных переживаний и мотивирующих факторов чувствуется проведенная большая многолетняя работа авторов фильма в этом направлении. И действительно, если вникнуть в самую суть, разница между обычным заключенным и военнопленным колоссальная. Все дело в мотивации поведения. Если в первом случае осуждённый за решеткой пытается спасти себя и вокруг него исключительно личностные мотивационные факторы, то во втором случае военнопленный – это, в первую, очередь защитник, он оберегает Родину, землю, мать и отца, жену и детей, близких и родных. Он осознает свою правоту, невиновность и, даже оказавшись в лагере смерти, в первую очередь думает о родине и семье. А когда это целая группа во главе с командиром, как получилось в случае с «Отрядом «101», то они в подобных условиях становятся боевой единицей, оставаясь воинами до конца. Их единство и общность передают в картине и съемки в кругу. Круг – это символ бесконечности, повторение истории, некая объединяющая людей и события величина. Отсюда и круговые съемки площади Регистан, «Смоленского сражения», солдат в загоне концлагеря.
Не случайна и профессия командира отряда Хошима. На Востоке Учитель сродни святому. В нем нет злобы по определению, нет жестокости. Он – проводник в мир непреходящих духовных ценностей, передающий следующим поколениям наследие прошлых веков, научной мысли.
Война превращает Хошима из учителя-наставника в воина. На нем гимнастерка, в руках пулемет. Но как только он принимает командование на себя, вновь становится Учителем. Солдаты для него – это его ученики, его дети, которых Хошим не только наставляет, но и оберегает.
Вот почему в концлагере он заставляет их ночью, в ледяной ливень встать, с голой мокрой земли загона, где их содержали под открытым небом, и начать двигаться, чтобы не умереть от холода. Показателен в этом отношении и диалог с одним из солдат. На его вопрос, страшно ли Хошиму, Учитель отвечает: «Конечно, мне тоже страшно. Я же обычный человек. Но я не смерти боюсь, а умереть недостойно! Поэтому мы не покажем фашистам свой страх. Ведь мы же узбеки! В наших жилах течет кровь воинов великого Амира Темура». Говорит он это без пафоса, по-отечески.
Как настоящий любящий отец поступает Хошим и находясь в карцере. Когда 10-летний сын коменданта концлагеря Мартин тайком от отца передаёт ему бутерброд, который 4 дня находится перед Хошимом, он отказывается от еды: ведь пока голодны его дети (солдаты), он не может есть.
Возникающая теплая связь Учителя и Ученика – узбекского командира и немецкого мальчика Мартина прослеживается почти на протяжении всего фильма. Мартин, глядя на Хошима, спасающего ему в одном из эпизодов жизнь и получающего за это жестокие удары кулаками, интуитивно начинает понимать – Вальтер Гейнрих – его отец, которого он любит и которому так верит, абсолютно не неправ. Этот ребенок – символ зарождающегося сомнения немецкого народа в справедливости творимых фашистами деяний.
Именно по задумке авторов фильма, уже старый Мартин или образно «новая Германия», приезжает извиняться через десятилетия к сыну Хошима – Темуру, уже тоже находящемуся в преклонном возрасте. Символично и место их встречи - площадь Регистан, откуда началась много лет назад история одного подвига. Мартин передает сыну Хошима сохранившуюся от отца глиняную птичку (второе крыло ее Темур хотел раскрасить вместе с папой после войны). Обнимая Мартина, Темур принимает со слезами на глазах птичку, которая прошла все круги ада вместе с его отцом Хошимом, была свидетельницей трагической истории и подвига бойцов «Отряда 101». Темур, как и весь узбекский народ, не злопамятен. Напротив, он благодарен Мартину за то, что вместе с птичкой в родные края вернулась душа его отца. Символ вырывающейся из клетки птицы нашел отражение и в логотипе фильма «101».
Интересна в этом отношении и линия Хошим – Гейнрих с ее извечным противостоянием добра и зла, истины и иллюзорной правды. Молох фашистской Германии превращает Вальтера Гейнриха в послушного командам Рейха карателя, пушечное мясо. И как удар под дых для коменданта концлагеря становится желание его сына Мартина всячески помочь узникам-узбекам и выделить Хошима, главного противника его отца.
Последнее, что проносится перед мысленным взором Хошима и выживших 77 бойцов перед расстрелом – бирюзовый рассвет в родном крае, пение соловьев. Их воспоминания об отчем крае и осознание того, что вряд ли когда-то смогут его вновь увидеть нашли отражение в стихах, написанных Юлией Медведовской. Положенные на музыку композитора Анвара Эргашева, они звучат как реквием в конце фильма в сцене расстрела. Последние строки - словно молитва, с которой обращаются ко всем нам воины «Отряда 101»: «Ты вспомни меня на рассвете! Прости, что не выжил, прощай… Ты самый любимый на свете, мой милый и солнечный край!».
Оксана Кадышева.