Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Акдарья: перспективы развития и препятствия

С целью ознакомления журналистов с социально-экономическими аспектами был организован пресс-тур в Акдарьинский район, организованный хокимиятом района и управлением финансов.

В ООО Pichoqchi Dry Fruits налажена деятельность экспортно-ориентированной продукции - нового сорта орехов, здесь же, в махалле «Пичокчи» строится логистический центр. В этот центр завозятся орехи со всей республики, сортируются, упаковываются для реализации как на внутреннем, так и внешнем рынках. Экспорт осуществляется в Азербайджан, Турцию, Россию, Казахстан и другие страны.

- Саженцы грецкого ореха сорта Чандлер в 2019 году мы привезли из Турции и на 30 га создали интенсивный сад, - рассказывает руководитель ООО Толибхон Абдуджалилов. – Урожай ожидаем собрать через 4-5 лет. Отмечу, что сейчас мы готовим проект по диверсификации Акдарьинского района за счет выращивания грецкого ореха, для которого очень благоприятны местные климатические условия.

В цеху работает более 30 постоянных и около сотни сезонных рабочих. К предприятию прикреплено 104 домохозяйства махалли. За счёт расширения деятельности планируется обеспечить работой жителей близлежащих сел. Работа женщин и молодых людей состоит в основном из сортировки и упаковки очищенных орехов. По словам работниц в день они получают по 60-70 тыс. сумов. Для них предусмотрено бесплатное двухразовое питание, транспорт.

Примечательно, что на этой территории создана конкурентная среда. Аналогичной деятельностью также занимаются ООО «Пичокчи экспорт трейд», «Курук мевалар тайёрлаш», «Туртайгир курук мевалар».

- Надо отметить, что на мировом рынке мы отстаём по качеству продукции, - считает руководитель ООО «Пичокчи экспорт трейд» Рузимурод Исмаилов. - Необходимо работать над качеством и урожайностью лучших сортов орехов. Если бы на эти цели предпринимателям выделялась земля, наша деятельность расширилась, а конкурентоспособность на мировом рынке улучшилась.

Также журналисты посетили ООО Hakan agro invest, специализирующееся на сортировке и экспорте сельхозпродукции. Стоимость их проекта составляет пять миллиардов сумов.

- Ежегодно мы экспортируем готовую продукцию на 1,5 миллиона долларов, - говорит руководитель предприятия Мамадали Расимов. – Здесь создано более 10 рабочих мест. Для реализации дополнительных проектов, расширения деятельности нам мешают перебои с электричеством. Из-за этого случаются и перебои с приёмом продукции с местного рынка.

Если в производственной среде района пока есть проблемы с расширением бизнеса и экспортом, то для женщин-предпринимательниц предоставлены выгодные условия для создания детских дошкольных учреждений на основе государственно-частного партнёрства.

Постановлением Кабинета Министров определен порядок кредитования и субсидирования организации частного дошкольного образования. Кредиты предоставляются коммерческими банками сроком на 15 лет по ставке 1% годовых, с 3-летним льготным периодом.

Этим воспользовалась Юлдуз Якубова в прошлом году организовав детский сад «Эркатой» у себя дома. Сегодня у неё воспитываются 25 детей.

- Я работала бухгалтером, но узнав про субсидии, предоставляемые государством, решила открыть детский сад, - рассказывает индивидуальный предприниматель. – На сегодняшний день в саду работает четыре сотрудника, двоим из них заработная плата начисляется из государственного бюджета. Также со стороны государства нам выдаются лекарственные препараты, мягкий инвентарь, оказывается методическая поддержка. Наш сад посещают дети из близлежащих махаллей от трёх до шести лет. Оплата составляет 135 тысяч сумов в месяц. Помимо обычных занятий, детей обучаем русскому и английскому языкам.

В детском саду уютная, домашняя обстановка, доброжелательные воспитательницы, привычная кухня. Здесь нет больших актовых залов, бассейна, но зато есть главное: дети не остаются дома одни без присмотра, а плодотворно проводят дни, социально адаптируются, играя, учатся командной работе, изучают языки, готовятся к школе.

Более масштабно подошла к делу предпринимательница Нилуфар Каххорова. ДОО «Шахзоданинг болалик подшолиги» построено в 2019 году на основе государственно-частного партнерства с объемом инвестиций 2,5 млрд. сумов, из которых 1,9 млрд. сумов - субсидии. Здесь воспитывается 100 детей, создано 12 рабочих мест. Планируется расширение.

Отличительной чертой является то, что предпринимательнице сроком на 30 лет выдан в аренду участок земли, на котором построен сад, по истечении срока она станет владелицей данного участка и будет вправе использовать здание по любому другому направлению.

- Детей обучаем русскому и английскому языкам, также проходят занятия по гимнастике, каратэ, - рассказывает Н. Каххорова. – В подготовке проекта здания участвовала я сама. Старалась, чтоб каждая группа отличалась дизайном. В здании имеется бассейн с подогревом и теплым полом, просторный актовый зал, столовая, фойе. Весь объект охвачен камерами наблюдения. Ежедневно родителям на телеграм скидывается информация о занятии ребёнка, меню, то есть мамы знают, чем занимается и что ест ребёнок.

Для справки:

По данным областного управления финансов в области действует 3 179 ДОО, из них 2 481 относятся к негосударственному сектору: 70 - частных, 110 - на государственно-частном партнёрстве и 2301 - семейных. Садами охвачены 226 152 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, что составляет 66,3 %.

За первое полугодие текущего года негосударственным дошкольным учреждениям области из республиканского бюджета выплачено 85,4 миллиарда сумов.

В 2017-2021 годах количество воспитателей, работающих в детских садах, увеличилось с 4,9 тыс., до 13,0 тыс. то есть на 70 %. Сегодня 9 520 педагогов работают в государственных детских садах, 2 246 - в семейных, 703 - в детских садах с государственно-частным партнерством и 477 - в частных.

В течение следующих пяти лет охват детей дошкольным образованием в области планируется увеличить с 68,9% до 82%. В частности, наиболее низкий уровень охвата в Ургутском будет повышен с 51,5% до 68,2%, в Нурабадском с 51,7% до 77,6%, в Кошрабадском районах с 61,2% до 86,6%.

Юлдуз ХАЙДАРОВА.