90 дней, которые изменили здравоохранение

О старте программы «90 дней изменений в медицине» объявил Президент Узбекистана в мае этого года на видеоселекторном совещании по приоритетным задачам в сфере здравоохранения. В рамках программы предусмотрены меры по улучшению условий в медучреждениях: увеличение комфортных мест в зонах ожидания, упорядочение очередей, организация комнат матери и ребенка, создание условий для свободного передвижения людей с ограниченными возможностями и инклюзивной среды в кабинетах, оборудование туалетов.

На примере семейной поликлиники №2 города Самарканда главный врач Дилбар Болтаева рассказала, какие изменения уже реализованы.

- Какие ключевые функции уже внедрены?

- В учреждения здравоохранения внедрена медицинская информационная система DMED UZ. Эта платформа изменила подход в оказании медицинских услуг, объединив врачей, пациентов и медицинские учреждения в единую цифровую систему. Врачи работают через веб-платформу mis.dmed.uz - DMED Pro, а пациенты - через мобильное приложение DMED. Здесь ведутся электронный документооборот, включая цифровые медицинские карты, онлайн-запись на прием, телемедицинские консультации и многое другое. Мы храним историю болезни пациентов, оформляем электронные рецепты, анализируем большие массивы данных для принятия управленческих решений. Система интегрирована с «Электронным правительством», поэтому по ПИНФЛ автоматически доступны паспортные данные, адрес, место работы, то есть пациенту не нужно приносить документы. А интеграция со всеми учреждениями здравоохранения республики позволяет быстро получать необходимую информацию, что также сокращает бюрократию.

- Как проходило обучение медперсонала?

- Обучение проводили поэтапно, разработчики системы - специалисты компании UZINFOCOM. Уже после первых дней работы медперсонал оценил удобство, ведь система избавляет от ежедневной рутины. Врачи больше не тратят часы на бумажные отчеты, а уделяют больше времени пациенту. Раньше медсестра и участковый врач вносили необходимые данные пациентов в 28 журналов, причем зачастую эти журналы покупали они сами. Сейчас данные вводятся и дополняются при каждом визите пациента.

- Ощущают ли изменения пациенты?

- Они уже оценили удобство. В поликлинике ликвидирована регистратура, и теперь не нужно выстаивать в очереди, ожидая, пока медсестры найдут и передадут вам медкарту. Внедрен голосовой помощник Muxlisa AI, помогающий получить талон. Горожанам это знакомо: в коммерческих банках он используется уже давно. Электронная очередь управляет потоком посетителей, заменяя надоевшие «живые» очереди. На приеме врач сразу видит всю историю болезни, диагнозы, назначения. Пациенты могут записаться к врачу и получать результаты анализов через мобильное приложение DMED UZ или Мy.gov.uz. Это особенно удобно для жителей отдаленных районов.

Повысился и статус семейного врача. К примеру, если пациент получает направление от него, то лечение в государственных медучреждениях проводится за счет медицинской страховки. Больному не нужно носить с собой кипу бумаг и справок - все внесено в цифровую систему.

- Как  работает программа реимбурсации?

- Программой реимбурсации предусмотрено, что лекарства в рамках гарантированного пакета аптеками предоставляются больным бесплатно, на основании оформленного врачом электронного рецепта. Пациент при этом обращается к семейному врачу, тот выписывает электронный рецепт. Затем пациент получает СМС-код, который также приходит и в аптеку, заключившую договор с Фондом государственного медицинского страхования. Причем лекарства по рецепту может получить родственник пациента, предъявив СМС-код фармацевту. Кроме того, на случай сбоев связи семейный врач оформляет электронный рецепт с QR-кодом.

К сожалению, бывают случаи, когда больные не соблюдают режим приема лекарственных препаратов. Благодаря программе, патронажная медсестра точно знает, сколько пациентов на ее территории охвачено, и часто приходит к ним домой, контролирует прием лекарств, проводит разъяснительную работу.

- Ваша поликлиника обслуживает большую территорию. В чем сложность работы с таким количеством людей?

- На обслуживании нашей поликлиники - 55 131 человек. В обязанности патронажной медсестры входит вызов граждан на профилактический медосмотр, вакцинацию, скрининговое обследование и т.д. Но наши граждане очень безответственно относятся к собственному здоровью. Гражданин либо игнорирует вызов, либо приходит в тот день, когда удобно ему. Но он не записан на это время, так образуется очередь, возникают недовольства. Поэтому сейчас готовится внедрение платной услуги пациентов, которые приходят не по записи.

- Могут ли пенсионеры получить в семейной поликлинике направление на бесплатную диагностику в частных клиниках?

- Дорогостоящее оборудование, например МСКТ, МРТ, ЭХО, есть в наличии и в государственных учреждениях. Но мы выдаем направления, по которым определенная категория граждан проходит диагностику бесплатно. Поясню, что на специализированную медицинскую помощь имеют право 14 льготных категорий граждан. В частности, дети-сироты, лица с инвалидностью I и II групп, неработающие пенсионеры, ветераны войны 1941-1945 годов и приравненные к ним лица, воины-интернационалисты, члены малообеспеченных семей, получающие детское пособие и материальную помощь через «Единый регистр социальной защиты», члены семей, включенных в Реестр бедных семей и чей месячный доход на каждого члена не превышает двукратного размера минимальных потребительских расходов.

После оказания медуслуг Фонд государственного медицинского страхования компенсирует расходы данному учреждению на основании предоставленных документов.

Беседовала Юлдуз ХАЙДАРОВА.