У государства все карты краплёные?
Помните слова нашего любимого актера из Ферганы Александра Абдулова в фильме «Гений»: «С нашим государством нельзя играть в азартные игры, у него все карты краплёные!» Специально выведя в заголовок кричащее название, хотим обратить внимание государственных мужей на проблему отправки молодых работников и технических стажеров из Узбекистана в развитые страны мира, проблему, с которой сегодня сталкиваются частные агентства занятости.
7 декабря прошлого года в средствах массовой информации было опубликовано сообщение Министерства занятости и трудовых отношений РУз (МЗТО) о том, что согласно приказу данного ведомства лицензии всех, на тот момент шести, частных агентств занятости (ЧАЗ) временно приостанавливаются. В сообщении от 07.12.2021 г. указывалось, что приостановлены лицензии ООО Mirai Recruitment Agency ХВА, ООО Reiwa ХВА, ООО Turon World Cooperation ХВА, ООО Priority International ХВА, ООО Specialist Group ХВА, ООО Jyonan Staff Business ХВА.
Пополнение средств без расхода
В соответствии со статьей 13 Закона РУз «О частных агентствах занятости», при получении лицензии каждым частным агентством были внесены и зарезервированы в Фонде поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом (Фонд), при МЗТО, средства в размере по 8500 базовых расчетных величин (БРВ), с условиями пополнения средств в случае расходования резервируемой суммы. То есть, каждым из упомянутых ЧАЗ при получении лицензии было оплачено по 2.082.500.000 сумов в указанный Фонд.
Письмом же № 01/00-02/11-13363 от 07.12.2021 года МЗТО потребовало от частных агентств оплатить еще по 212,5 млн. сум. в тот же Фонд, ссылаясь на Указ Президента РУз о повышении с 1 сентября 2021 года размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в среднем на 10%.
А теперь, 16 июля 2022 года, МЗТО распространило новое требование к ЧАЗ о дополнительной ко всем вышеуказанным суммам оплате по 255 миллионов сумов в Фонд при МЗТО, ссылаясь теперь на УП РУз о повышении с 1 июня 2022 года размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в среднем на 12%.
Отмечу, что, согласно статьи 13 ЗРУз «О частных агентствах занятости», при получении лицензии, каждым частным агентством внесены и зарезервированы в указанном Фонде при МЗТО средства в размере по 8500 БВР, с условиями пополнения средств в случае расходования резервируемой суммы. Но ни одним из агентств не допущены случаи расходования зарезервированной ими суммы в указанном Фонде.
В то же время, в соответствии с главой 2 Положения о порядке организации деятельности указанного Фонда при Министерстве занятости и трудовых отношений (Приложение № 5 к ПКМ от 12.09.2018 г. № 725), источниками формирования средств Фонда среди прочих являются «доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозитах коммерческих банков». Причем, в соответствии с распространяемыми ЦБ официальными сведениями, коммерческие банки по банковским вкладам выплачивают до 23% дохода в виде процентов по вкладам. Таким образом, указанный Фонд при МЗТО получает до 23% дохода от размещения на депозитах коммерческих банков средств, внесенных каждым ЧАЗ и зарезервированных в этом Фонде в размере по 8500 БРВ.
Наряду с этим, согласно УП-138 от 20.05.2022 г. «О повышении размера заработной платы», с 1 июня 2022 года БРВ на территории РУз увеличена менее чем на 10%. То есть, указанный Фонд при МЗТО, получая до 23% дохода от размещения на депозитах коммерческих банков средств, внесенных каждым агентством и зарезервированных в этом Фонде, не только полностью покрывает увеличение с 1 июня 2022 года, но и дополнительно получает не менее 10% дохода по банковским вкладам в виде процентов по вкладам.
По нашему мнению, при этих условиях, требование к ЧАЗ ежегодно доплачивать и увеличивать размер средств, зарезервированных в указанном Фонде, является образцом безобразного отношения чиновников МЗТО к предпринимателям отрасли.
Приоритет закона
Вместе с тем, обратите внимание на то, что статья 5 главы 2 «Лицензионные требования и условия» Положения о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз (Приложение №1 к ПКМ РУз от 12.09.2018 г. №725) ПРОТИВОРЕЧИТ статье 13 ЗРУз «О частных агентствах занятости» (№ЗРУ-501 от 16.10.2018 г.). В частности, там указано, что для оказания услуг по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз, ЧАЗ резервирует в Фонде при МЗТО средства в размере 8500 БРВ, с условиями пополнения средств в случае расходования резервируемой суммы. И только в этом случае.
А поскольку есть приоритет Закона над подзаконным актом, то последний должен быть приведен в соответствие с Законом и должно быть отменено нелогичное, наносящее вред предпринимательству положение подзаконного акта.
Указанное нелогичное положение внесено чиновниками МЗТО в подзаконный акт еще до того, как был принят ЗРУз «О частных агентствах занятости». После принятия данного закона указанное положение подзаконного акта должно было быть приведено в соответствие с принятым Законом. Однако этого сделано не было.
Частные агентства «штормит»
Наша организация юридических консультантов «Alizam Consult Group» специализируется на оказании юридических услуг и консультаций по вопросам трудовой миграции, трудового права, занятости, международного права в миграционной сфере, включена в специальный реестр Министерства юстиции за №62. Мы являемся профессиональными участниками этой отрасли. На основе Договоров об оказании юридических услуг, мы оказываем юридические услуги частным агентствам занятости.
Требования МЗТО к ЧАЗ ежегодно оплачивать дополнительно по несколько сот миллионов сумов в указанный выше Фонд, «штормит» частные агентства, т.к. у них просто нет таких денег. Комментируя требования, их представители называют такое решение министерства надуманным, не имеющим никакого отношения к увеличению объемов работы ЧАЗ и улучшению качества обслуживания трудовых мигрантов, наносящим вред увеличению организованного, легального потока трудовых мигрантов.
Столкнувшись с указанной проблемой, руководители ЧАЗ спрашивают у нас: «Что, у государства действительно все карты краплёные?»
Как нам известно, в настоящее время агентствами направлены жалобы в такие инстанции, как виртуальные приемные Президента РУз, «Предложений и вопросов к Президенту РУз ко встрече с деловыми людьми в формате открытого диалога в День предпринимателей 20 августа 2022 года» (https://taklif2022.uz/), Сената Олий Мажлиса, «Скорой помощи предпринимателям» (tadbirkor.mift.uz) Министерства инвестиций и внешней торговли, а также на электронные почты Законодательной палаты Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Министерства юстиции, Бизнес-Омбудсмана, Торгово-промышленной палаты, Счётной палаты.
Соответственно, если отменить нелогичное положение указанной статьи 5 главы 2 Положения о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз, то ЧАЗ Узбекистана, наконец, получат нормальные условия для своей деятельности в отрасли, не будут тратить свое время, усилия и средства на решение проблем, придуманных для них чиновниками.
Важно каждое рабочее место
Сегодня огромное количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения во всех регионах Узбекистана, нуждаются в трудоустройстве. При этом, как миссией Минтруда, так и целями частных агентств являются обеспечение максимальной и достойной занятости каждого трудоспособного гражданина Республики Узбекистан, содействие росту уровня жизни и благосостояния населения через организацию трудовой занятости, трудоустройства безработных, молодежи, женщин.
По опубликованным сведениям МЗТО, число безработных среди экономически активного населения Узбекистана составляет 9,2%. В работе нуждаются 1,4 млн. узбекистанцев. Безработица среди молодёжи (возраст 16-30 лет) составляет 14,9%, у женщин - 12,8%.
В этих условиях, чрезвычайно важным является сохранение, восстановление и создание рабочих мест, а также трудоустройство сограждан с возможными наименьшими затратами со стороны государства, расширение организованной, легальной трудовой миграции в зарубежные страны, нуждающиеся в трудовых мигрантах.
Президент Ш. Мирзиёев не раз подчеркивал: «Для нас важно каждое рабочее место. Мы готовы благодарить каждого предпринимателя, который обеспечил работой хотя бы двух человек, так как трудовая занятость человека служит основой благополучия его семьи, повышения его уверенности в завтрашнем дне, роста доверия к государству».
Опубликованные сведения МЗТО показывают, что подавляющее большинство трудовых мигрантов не пользуются услугами государственного унитарного предприятия «Агентство по внешней трудовой миграции» (АВТМ) при МЗТО. В этом году АВТМ организовывало по своей линии внешнюю трудовую миграцию для соискателей работы в количестве не более 8 тысяч человек. Тогда как, по сведениям того же МЗТО, число трудовых мигрантов из Узбекистана за рубежом составляет от 2,6 млн. до 3 млн. человек.
АВТМ не в состоянии найти качественную высокооплачиваемую легальную работу за рубежом для достаточно большой массы граждан, изъявляющих желание работать за границей. Это является основной причиной того, что многие, рискуя, едут в зарубежные страны самостоятельно, иногда пользуясь там услугами сомнительных посредников, которые фактически занимаются торговлей людьми.
На сегодняшний день в реестр частных агентств занятости МЗТО, имеющих лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз, внесено всего девять предприятий. ЧАЗ специализируются на отправке трудовых мигрантов из Узбекистана в страны Европы, Японию, богатые страны Среднего Востока и трудоустраивают их на качественные, высокооплачиваемые и безопасные работы.
Как указано в «Дорожной карте» по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 гг., Узбекистан планирует направить 400 тыс. человек на заработки за границу в рамках организованного набора. Сообразно, если убрать нелогичное, наносящее вред предпринимательству положение вышеуказанной статьи 5 Положения о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами РУз, то частные агентства Узбекистана, наконец, смогут намного больше трудоустроить людей на высокооплачиваемую и безопасную работу за границей.
Алишер МУХАМЕДОВ,
старший советник юстиции,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры общественных наук
международного факультета ТГСИ,
директор Организации юридических консультантов ООО «Alizam Consult Group».