Знания и трудолюбие обязательно окупятся

Доктор философии, доцент Самаркандского государственного университета Махбуба Эргашева является автором более 90 научных работ, в том числе учебно-методического пособия, четырех монографий и свыше 80 статей. Ей, согласно Указу Президента, в связи с Международным днем дружбы была вручена медаль «Шухрат». Мы воспользовались поводом, чтобы встретиться с ней и поговорить о целях и задачах высшего образования, сложностях преподавания и многом другом.

- Махбуба Хотамбековна, поздравляю Вас с высокой наградой. Расскажите, пожалуйста, что значит быть философом в современном мире?

- Все мы знаем, что философия – одно из древнейших направлений науки. Ее роль во всей человеческой цивилизации очень велика. В сегодняшнем современном глобальном обществе философия стала трансформированной, так что быть философом сегодня означает иметь способность аналитически и критически размышлять над проблемами с новым содержанием. Современный философ должен уметь различать новые грани жизни, природы, общества и человека, осмысливая их, давая им верную оценку.

- Когда Вы впервые серьезно заинтересовались философией?

- История, социальная жизнь, политика, право, проблемы образования меня привлекали еще со школьной скамьи. Интерес к философии возрос к окончанию бакалавриата. Потому что это было, если можно так сказать, областью «универсальности», охватывающая каждую из общественных наук. Философия охватывает широкий круг вопросов, связанных с бытием, существованием мироздания и человека, нравственностью, образованием, воспитанием, природой, обществом, наукой, даже виртуальными мирами.

- Что именно Вы хотите передать Вашим студентам?

- На мой взгляд, учащиеся, прежде всего, должны ответить на вопрос о том, в чем цель их образования. Только тогда они примут образование не как обязанность, а как ценность и будут стремиться к знаниям, а в будущем станут настоящими специалистами, увлеченными своим делом. Я часто говорю своим студентам, что какую бы область они ни выбрали, какую бы специальность ни изучали, в первую очередь, надо любить свою профессию и стать профессионалом, это приведет человека к успеху. Такой подход помогает им найти свое место как в личной, так и в общественной жизни.

- Расскажите о своих научных трудах.

- Со студенческих лет я изучаю «Авесту», которая является бесценным духовным наследием нашего народа. Мне очень интересны содержащиеся в ней духовно-нравственные, правовые и философские идеи. Поэтому тема моей диссертации на соискание степени доктора философии (PhD) называлась «Синергетический подход к философским идеям в «Авесте» (онтологический и эпистемологический анализ)» и моей докторской работы – «Синергетика законов образования: теоретико-методологический анализ».

- Над какими научными вопросами Вы работаете сегодня?

- Вопрос, который меня сегодня очень интересует, – это образование и воспитание. Так как развиваться в экономической, социальной и политической сферах страна может только за счет эффективной организации образовательного процесса. Поиск рациональных решений этой проблемы ведет к решению всех проблем в обществе.

- Как успеваете сочетать работу в вузе и семейные обязанности?

- Моя семья – мой источник силы. Я часто говорю семейным студентам, что если они смотрят на семью как на источник энергии, она действительно становится таковым, но, если видеть в ней препятствие, она становится ловушкой. Если женщина любит свою семью и свою профессию, она успевает везде. Она может добиться больших успехов на работе, сделает завидную карьеру, но если не будет иметь любящую семью, то не думаю, что эти достижения принесут ей счастье.

- За время своей преподавательской деятельности Вы выпустили не одно поколение студентов. Как, по-Вашему, отличаются ли они друг от друга? Скажем, тягой к учебе, сплоченностью, уважением к преподавателям...

- Свою педагогическую деятельность я начала в школе, окончив бакалавриат. Потом работала в колледже, университете и даже в президентских учебных заведениях. Могу сказать, что с каждым годом возможности, уровень знаний и кругозор студентов расширяются. Различия между предыдущим поколением и нынешним наблюдаются в вопросе морали. Но это естественно, нынешнее поколение живет в эпоху глобальных информационных атак, различных идеологических угроз. Вот почему мы должны использовать адекватные методики в образовании.

- Есть ли среди Ваших студентов те, которыми гордитесь?

- Я сама еще учусь и стараюсь получить как можно больше знаний и опыта от преподавателей старшего поколения. Некоторые мои бывшие студенты сейчас занимаются научной деятельностью.

- Что бы Вы хотели пожелать своим студентам?

- Желаю своим ученикам, в первую очередь, не прекращать учиться, работать над собой. Вложения в знания и трудолюбие обязательно окупятся. Хочу, чтобы они были терпеливыми и благодарными за все происходящее в жизни, и всегда стремились к добру.

Беседовал Шухрат АНОРОВ.