Я отнесу тебя в музей…
У каждой вещи есть своя история. И если мы об этом редко задумываемся, то музейные работники в этой теме живут. И речь не только о происхождении, находке экспонатов археологами, этнографами, культурологами и другими специалистами, но и о том, как предметы попадают в музейные хранилища, экспозиции, становясь экспонатами. Тем более, что с 2022 года, после принятия Постановления Президента страны «О мерах по развитию сферы услуг в музеях» открыта и пишется как бы новая страница. Интересная, нужная, важная.
Именно таковой можно считать постоянную общенародную акцию «Мой вклад в национальное наследие!», благодаря которой госмузеи начали покупать у населения культурные артефакты, включая произведения изобразительного и прикладного искусства, созданные, в том числе, в годы независимости и имеющие художественную ценность. Активно включился в эту работу и Самаркандский государственный музей-заповедник, где под занавес декабря проходит выставка с одноименным названием «Мой вклад в национальное наследие». Причем, следует отметить, мероприятие становится традиционным, проводится в третий раз (первое проводилось в музее толерантности уже в год принятия постановления), открыто подводя итоги очередного года в рамках акции.
Чем же нынче удивляют и радуют посетителей самаркандские хранители истории? Мы увлеченно разглядываем представленные на первом этаже образцы, слушая рассказ старшего научного сотрудника Гульбахор Абдурахмановой. Начнем, пожалуй, с цифр.
- 1 703 - таково количество приобретенных за истекающий год предметов, - рассказывает Г. Абдурахманова. - Направления самые различные: археологические раритеты, этнография, нумизматика, изобразительное искусство, прикладное творчество… Более 1 200 из них куплены, 423 переданы в дар гражданами и 75 – службой таможенного контроля.
На взгляд специалиста, в экспозиции нет малозначимого. И, действительно, разве можно пройти мимо застекленной витрины, где выложены миниатюрные древние монетки пятого-шестого веков нашей эры, штампы (V-IV в.в.) для изготовления ювелирных изделий нашими предками? А как не остановиться перед картиной известного художника-земляка Алексея Щербакова (от галереи «Айсель»), изумительного скульптурного портрета старика, созданного нашим современником Туркманом Эсановым либо творений театрального художника Бахрома Сафоева. Однозначно привлекают внимание работы молодых живописцев, подаренных музею галереей современного искусства «Рухсор». Думается, не пройдете мимо тончайших изгибов рукотворной резьбы по дереву Джамола Эсанова или искусного мастерства Шоиры Ганиевой, залюбовавшись орнаментом узловой техники окрашивания шелка, называемой в народе гульбанди и радугой пэчворка. Трудно оторвать взгляд от яркого полотна, которое поначалу, принимаешь за изысканное сюзане, но это – покрывало на ложе, выполненное мастерицами конца позапрошлого века. Поразительно мелкая ручная вышивка в нескольких национальных школах! А вот посуда, изготовленная в году минувшем, вызывает некоторое недоумение. Здесь уж точно не обойтись без комментария специалиста.
- Дело в том, - объясняет Абдурахманова, - что мы пополняем фонды с прицелом на будущее. Через пятьдесят-сто лет этот набор нашего фарфорового завода станет антиквариатом. Да и в вышеупомянутом правительственном документе четко рекомендовано приобретать образцы, изготовленные в годы независимости. Следует учесть и демонстрационные объемы наших площадей, включающих музейный квадрат.
Трудно не согласиться. Тем более, некоторые горожане считают, что и некогда знаменитого своей продукцией предприятия уже сегодня нет, а вот оно - доказательство долгожительства.
Перечислить все, представленное на выставке, невозможно, сюда просто надо прийти и увидеть собственными глазами, как это делают группы школьников, студентов учебных заведений под руководством правильных педагогов, родители с детьми, заинтересованные в воспитании подрастающего поколения, а также любознательные туристы с экскурсоводом. Ну а наш разговор с щедрым на информацию гидом продолжается. Спрашиваю, повысилась ли инициативность населения в рамках данной акции?
-Да, - уверяет Гульбахор Зубайдовна, - к нам гораздо чаще стали обращаться для передачи семейных реликвий, произведений собственного творчества, предметов из домашних коллекций любым из предложенных государством способом – от дарения до материального вознаграждения. Подтверждает факт статистика: в 2022-м приобрели в рамках акции 603 раритета, нынче эта цифра выше без малого в три раза.
Самое время спросить, как же происходит эта щепетильная процедура?
- Покупка изделий и раритетов, утилитарных предметов старинного быта, произведений творчества в рамках акции «Мой вклад в национальное достояние» проходит на самом серьезном уровне, - говорит Гульбахор Зубайдовна. - Наши профессиональные эксперты изучают представленные образцы, обсуждают, оценивают. Предложенное и удовлетворившее интересы музея актируется, а описание, фото, другие результаты отправляются на рассмотрение в Агентство культурного наследия. То есть, предшествует очень тщательная, строгая и многоступенчатая экспертиза прежде, чем будет принято решение быть ли предмету музейным экспонатом.
А что побуждает людей передавать в музей семейные реликвии?
Побудительные причины самые разные, – размышляет собеседница, - наверное, это все же большое доверие музею. С одной стороны, хорошо, когда вещь хранится в доме и передается из поколения в поколение. А если человек одинок? Тогда для него становится важным сохранить раритет. познакомить с ним других людей. Порой, и на семейных советах приходят к похожей мысли. Ведь для старых вещей и предметов нужны особые условия хранения, которые музей в силах обеспечить. Те, кто обращаются к нам, понимают, что наша задача - не только сохранить, но и заставить экспонат «ожить», трудиться во благо духовного обогащения, расширения исторических и культурных горизонтов на различных выставках, проектах. Ну и, признаемся, иногда побуждают материальные проблемы, что ни в коей мере не умаляет достоинства ни обратившихся, ни представленных ими предметов.
Не могу не спросить, велик ли отсев. Оказывается, и такое случается. Иной раз комиссия отказывается от приобретения достаточно интересного в силу того, что раритет не подлежит восстановлению, его реставрация невозможна. Или, допустим, аналогичных экспонатов уже достаточно в фондах хранения. Либо вещь, которую человек считал важной, дорогой его душе, памятной в семейной летописи, на самом деле по заключению специалистов не представляет ни художественной, ни исторической ценности.
На прощание Гульбахор делится планами на следующий год. В задумках музейщиков с помощью акции «Мой вклад в национальное достояние» расширить коллекции музыкальных инструментов, ювелирных изделий…
В заключение хочется сказать, что выставка продлится до конца декабря, не пропустите!
Галина ТРОИЦКАЯ.
Фото А. Павленко.