Всё новое всегда непросто
Сегодня владеть определенными знаниями недостаточно. Необходимо уметь анализировать, сопоставлять и обобщать пройденный материал. Именно с этой целью в качестве эксперимента в 500 школах страны с текущего учебного года внедрена новая система оценивания учеников.
Попробуем разобраться, как опыт Президентской школы поможет общеобразовательным учреждениям повысить качество образования и в каких школах области сегодня применяют критериальную систему оценивания.
- В нашей области опыт Президентской школы внедрен в 68 школах, - говорит заведующий отделом по оценке знаний учеников, аттестации преподавателей областного управления дошкольного и школьного образования Гайрат Бобокулов. – В этих школах поменялась не просто система оценки учеников, а весь учебный процесс.
Специалист отмечает, что в основе новой системы оценивания лежит метод четырех «к» – креативное и критическое мышление, коммуникация и кооперация. При этом сама система базируется на трех принципах: репродуктивном (знания) и продуктивном (применение) уровнях, а также на рассуждении. К примеру, последний, принцип состоит из заданий интеллектуального уровня и требует от учеников умения применять полученные знания в незнакомых ситуациях: анализировать, сравнивать и обобщать.
Здесь стоит отметить, что критериальная система оценивания разительно отличается от привычных нам школьных оценок. В начале 2000-х годов в школах страны также вводили 100-балльную систему оценивания, но она, по словам специалистов, себя не оправдала, поскольку была не доработана. Спустя годы на примере Президентской школы выяснилось, что нужен новый подход не только в оценивании, но и обучении, развитии у школьников навыков критического мышления. Ведь сегодня важно не просто что-то знать, а применять эти знания на практике, уметь размышлять.
- Оценки, как правило, ставились и ставятся в школах ежедневно и в конце четверти учитель выводит среднюю оценку, - продолжает Гайрат Бобокулов. – По новой системе, к примеру, чтобы получить «отлично», ученику к концу четверти необходимо набрать 100 - 86 баллов, правда, по тем предметам, которые проводятся не менее двух часов в неделю. Что же касается предметов, на которые отводится час в неделю, то набранные баллы будут подсчитывать по окончанию полугодия, то есть за две четверти.
Первые 10 баллов ученик получает за активность во время уроков и отлично выполненные домашние задания, остальные - по результатам СОР (суммативного оценивания за раздел) до 50 баллов и СОЧ (суммативное оценивание за четверть) до 40 баллов. Во время СОР и СОЧ ребята сдают тесты, проекты, лабораторные работы и многое другое. Задания для СОЧ и СОР готовятся в Центре педагогического мастерства.
Эту систему в 2021 году сначала внедрили в Президентской школе, затем в специализированной школе имени Мухаммада аль-Хорезми. С прошлого года - во всех специализированных школах, входящих в систему Агентства специализированных образовательных учреждений.
- Уверен, что новая система поможет поднять уровень школьного образования в стране, - говорит заместитель директора Президентской школы города Самарканда Насимжон Мирубайдов. – Эта система, как и предоставление ученикам возможности изучать тот предмет, который ему наиболее интересен, уже в ближайшие пять лет дадут положительные результаты. Сегодня в нашей школе, созданной всего два года назад, обучаются 169 учеников. Отрадно, что семь учеников 10-х классов в текущем году получили международные сертификаты, а 22 будущих выпускника - приглашения на учебу от 119 зарубежных высших учебных заведений.
Хочется отметить, что пока по 100-балльной системе в нашей области оценивают только старшеклассников - учеников 5-11 классов, для которых на платформе Kundalik, наряду со «стандартной», появилась функция «критериальная».
Накануне празднования нового 2024 года две школы области №14 города Самарканда и №3 города Каттакургана получили от имени главы Министерства дошкольного и школьного образования грамоты, а также поощрение в виде электронных досок и телевизоров за успешное внедрение новой системы.
- Получить благодарность министра Хилолы Умаровой для нас большая честь, - говорит директор общеобразовательной школы №3 города Каттакургана Шухрат Тагаев. – С текущего учебного года наша школа, в которой сегодня обучается 1440 учеников, в качестве эксперимента внедрила новую систему оценивания учеников. И хотя первые результаты у нас не очень высокие, нам удалось наладить процесс. Первые СОР и СОЧ провели честно, открыто и прозрачно, учителя не завышали оценки ученикам. Благодаря чему, старшеклассники увидели, где у них имеются «пробелы» в знаниях и как их нужно заполнить. Считаю, что эта система, в первую очередь, интересна самим ученикам, ведь если раньше в классе могли обучаться пять-шесть отличников и каждый считал, что он больше преуспел, то теперь балльная система показывает, кто из них действительно на первом месте.
Шухрат Пулатович признается, что все новое поначалу непросто, ведь всегда хочется сиюминутного результата, но он уверен: только усидчивость и желание наладить работу, как полагается, принесут свои плоды.
Согласно стратегии «Узбекистан-2030», опыт Президентской школы поэтапно будет внедрен во все общеобразовательные школы. Так, ожидается, что в следующем году количество школ, применяющих критериальную систему оценивания учеников, в регионе увеличится до 200.
Малика Абайдулина.
Фото автора.