Влияние гаджетов на детей

В современном мире, когда технологии внедрились во все аспекты жизни, сложно от них отказаться, особенно детям. С раннего возраста они наблюдают, как родители используют телефоны, планшеты и компьютеры как по работе, так и в развлекательных целях.

Важно понимать, что главное для детей - это личный пример взрослого. Если вы хотите, чтобы ребенок применял гаджеты дозировано и с пользой, значит, должны показать ему это на своем опыте.

Помимо влияния на зрение, осанку, чрезмерное их использование в раннем возрасте может привести к задержке в развитии. У ребенка не развиваются крупная и мелкая моторика, а соответственно и речь. Без контроля потребляемого контента, а также времени, проведенного в телефоне, могут возникнуть сложности с общением со сверстниками и использованием других ежедневных интеракций: как мириться, отстаивать свое мнение, доказывать точку зрения или, наоборот, уступать в каких-то вопросах.

В смартфонах, планшетах и компьютерах есть как минусы, так и плюсы. Современная техника предоставляет доступ к образовательным ресурсам и приложениям, что помогает им в обучении, стимулирует логическое мышление и креативность. Гаджеты могут быть полезны для развития творческих способностей детей, позволяющих создавать и редактировать фотографии, видео, музыку, создавать игры, изучать языки и другое.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, детям до года не стоит проводить время перед экранами. А от года до пяти лет максимальное время, когда можно использовать гаджеты, составляет 60 минут. Но чем меньше, тем лучше.

Запрещать использовать гаджеты не имеет смысла, с большой вероятностью родители столкнутся с протестом ребенка, что может испортить отношения и привести к скрытому использованию гаджетов, например, на улице или у друзей. Предлагается ограничивать количество времени перед экраном, ввести перерывы, время, когда гаджеты под полным запретом, например во время приема пищи, а также контролировать чтобы содержание соответствовало возрасту и имело образовательную ценность.

Важно помнить, что дети нуждаются во взаимодействии с внешним миром, физической активности. Поэтому использование гаджетов должно быть сбалансировано с другими видами деятельности, такими как чтение книг, занятия спортом, игры на свежем воздухе и общение с семьей или друзьями.

Утверждать, что гаджеты - это однозначно плохо, убирать или запрещать, нецелесообразно, плодотворнее ограничивать и предлагать что-то взамен, к примеру активные игры или изначально преподносить его как награду за какие-то достижения.

Если говорить о негативных последствиях на здоровье, то длительное пребывание в одной позе, как правило, сидя с опущенной головой, приводит к патологии позвоночника. Такое положение характеризуется чрезмерной нагрузкой на позвоночник (выше на 40%) и может привести к сколиозу, кифозу или лордозу – искривлению позвоночника в разных плоскостях.

Также изображение на экране неестественно яркое и плоское, что затрудняет и нарушает аккомодацию глаз – способности видеть предметы на разном расстоянии и оценивать это расстояние. Вследствие чего появляется сухость, жжение, рези в глазах и головные боли. В конечном итоге длительное зрительное напряжение глаз приводит к развитию близорукости и перенапряжению зрительных нервов.

Кроме того, дети 3-5 лет практически не усваивают информацию, которая им подается в мультфильмах, им, по сути, все равно, что смотреть - главное, чтобы было больше красок. Постоянный просмотр мультфильмов снижает интеллектуальную активность ребенка, ведь вся информация преподносится ему «в готовом в виде». Ему совершенно не нужно анализировать или обдумывать увиденное.

Дильбар ИСЛАМОВА,

Максуда АШУРОВА,

Дилафруз ТУРАЕВА,

преподаватели СамГМУ.