Вдоль древнего Сиаба

Часть третья
Благоустроительные работы на канале Сиаб, безусловно, поменяли окружающий ландшафт. В хорошую или плохую сторону, - это покажет время, но сейчас объективно стало удобно для пешеходов и велосипедистов. Прогулочных зон в Самарканде с неконтролируемым уплотнением практически не осталось, а здесь, вдоль канала, приятно пробежаться утром или пройтись вечером.
Продолжая путь по Сиабу за «кирпичкой», вспомнились огромные завалы бытовых отходов, которые наша группа «Сохраним Самарканд» увидела здесь четыре года назад. Предприимчивые жители, живущие прямо у обрыва, за определенную плату пропускали через свои дворы грузовики со строительным и бытовым мусором и «разрешали» сваливать его вниз, к Сиабу. Таким образом происходила «утилизация» отходов, а владельцы участков приращивали себе территорию за счет мусора.
Впрочем, именно так сейчас поступают владельцы участков поймы левого русла реки Зеравшан – Карадарьи. И жаль, что и тогда, и сейчас экологи практически не обращают на этот факт внимания, хотя всем известно, чем грозят подобные наносные грунты для водных объектов и тех же будущих строений на таких неустойчивых площадках. Кстати, несколько «новостроек», возведенных на прирощенных территориях, встретили по дороге. Трещины в стенах, отваленные куски штукатурки – первые признаки проседания грунтов. Хорошо, если это одноэтажная постройка, а если вдруг, кто задумает построить многоэтажку? Страшновато…
Возвращаясь к Сиабу, отмечу, что таких мусорных завалов вдоль благоустроенного берега уже практически нет. От «кирпички» бетонированная дорожка, как и часть вокруг Афрасиаба, проложена по одному краю канала – по правому. Она довольно широкая, где периодически встречаются железные скамеечки с ночными фонарями, реагирующими на движение.
Да, за последние несколько лет эти места разительно изменились. Вызвало любопытство новое учреждение Sam Global. Когда-то на месте этой организации, где росло множество деревьев, легко дышалось из-за близости Сиаба, была спортивная база. Здесь готовили по разным видам спорта будущих чемпионов. Потом все стало приходить в упадок, а место превращаться в очередной мусорный полигон. Помнится, новый собственник три года назад рассказывал, что вывез отсюда несколько десятков грузовиков с отходами. Вполне возможно, потому что «культурные» слои из пластиковых пакетов до сих пор чернеют и синеют в прибрежной зоне Сиаба. Сейчас на месте спортбазы компания в области ИТ-решений, предлагающая профессиональные услуги по аутсорсингу ИТ, консалтингу и разработке программного обеспечения.
Приближаясь к железной дороге, мы издалека увидели две каменные опоры от моста. Эти исполины – величественные столпы первой железной дороги, которую проложили здесь в 1880-1891 годах военные Российской империи. Закаспийская железная дорога стала основой для бурного развития экономики края, а само ее строительство сквозь пески, через Амударью явилось чудом инженерной мысли и испытанием воли человека.
Именно с Закаспийской железной дороги начался путь тогда еще аспиранта Санкт-Петербургского горного института, а позже всемирно известного ученого Владимира Обручева. Позже этот скромный и дотошный геолог разработает теорию о ледниковых периодах и климатических изменениях планеты, технологию поиска и добычи полезных ископаемых, напишет «Землю Санникова». А в те года он терпеливо изучал грунты, по которым прокладывалась им же проектируемая дорога, которую, в свою очередь, строил генерал Михаил Анненков. Конец судьбы генерала весьма трагичен - он ушел из жизни, покончив собой из-за растраты, - но тогда его упорство и труд до самоотречения открыли миру железную дорогу в сказочный Самарканд. С этим знаменитым строительством непосредственно соотносится и имя военного инженера Иосифа Ливчака, применившего здесь свое ноу-хау по механизированной укладке железных путей – впервые в мире - и прибора для проверки правильности и исправности железной дороги.
И вот, как напоминания о тех славных днях, дошли до нас два остова высотой в десять, а может, больше метров, которые стоят сегодня по обе стороны Сиаба, молча повествуя о 200-летней истории. Напоминают без всяких табличек и реестров культурного наследия, что, конечно, грустно и непростительно нам, потомкам. А ведь готовый объект для туристов и иллюстратор интересных рассказов о том периоде на фоне древнего канала. И сравнить можно с нынешней железной дорогой, по которой мчатся сегодня грузовые и пассажирские составы…
Минуя железнодорожный мост, который остается наверху, идем по Сиабу дальше. И сразу видим огромный лессовый клык, выразительно торчащий среди заросшей ежевикой и ивняком запруды. Увы, активное строительство позади него говорит о том, что дни «клыка» сочтены. Очередной жилой дом или гостиница с видом на Сиаб не потерпит природного конкурента.
То расширяясь, то сужаясь, Сиаб, а вместе с ним наша группа идет дальше, в который раз зажимая нос, ибо опять канализационный сброс. Теперь откуда-то сверху. Канализационные и ливневые стоки размыли лессовые грунты, и вся грязь перегородила бетонную дорожку. Отмечаем опять, что дорожка прилично просела, дала трещины, по ней трудно будет проехать на велосипеде.
По левому берегу Сиаба остается кладбище, а справа над всеми прохожими нависает опасный лессовый обрыв, испещренный норами стрижей и ласточек. Спутники предупреждают меня, чтобы не подходила ближе: мало ли что может произойти здесь после дождя, грунты больно ненадежные.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Окончание следует.