В тени экономики - 8 631,9 млрд. сумов
Недавно Агентством статистики республики впервые в истории страны были официально подведены итоги расчетов теневой экономики. Внушительные показатели можно увидеть и в нашей области.
Расчеты были проведены в сотрудничестве с такими международными институтами, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, а также Налоговым комитетом и Министерством занятости и сокращения бедности.
Как известно, теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не попадают под охват налогооблагаемой базы экономической деятельности. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.
В свою очередь, ненаблюдаемую экономику можно разделить на три группы - неформальную, теневую и незаконную экономическую деятельность. К примеру, производство товаров и услуг, без регистрации в установленном порядке, продукция, производимая домохозяйствами для собственного потребления, считается неформальной экономикой.
Показатели деятельности, которые полностью или частично скрываются в отчетах, представляемых в органы статистики и налогообложения в целях уклонения от уплаты налогов, невыполнения требований, установленных законодательством, представляют собой теневую экономику.
Запрещенная законом деятельность по производству, реализации и хранению товаров и услуг представляет собой незаконную экономику. Производственная деятельность без соответствующего разрешения также учитывается как незаконная. В большинстве стран она не оценивается статистически, поскольку ее влияние на макроэкономические показатели очень незначительно.
В чем же вред от теневой экономики? Прежде всего, она снижает поступления в государственный бюджет, нарушает среду свободной конкуренции между субъектами предпринимательства, ограничивает возможности финансирования программ развития экономики и социальной поддержки населения. Именно поэтому во всем мире особое внимание уделяется сокращению масштабов теневой экономики и борьбе с ней. Для этого, прежде всего, необходимо как можно точнее статистически оценить размеры теневой экономики.
Исходя из средних показателей доли ненаблюдаемой экономики в валовом внутреннем продукте, страны мира можно условно разделить на три группы. Если в развивающихся странах (в том числе, СНГ) доля ненаблюдаемой экономики в валовом внутреннем продукте составляет в среднем 30-50%, то в Европе – 5-20%, в других развитых – 5-15%.
Отсутствие единой общей методологии оценки объемов теневой экономики требует использования того или иного метода или комбинации различных методов, в зависимости от конкретных особенностей каждой страны.
В международной практике существуют прямые и косвенные методы оценки неформальной и скрытой экономики. К прямым методам относятся оценки неформальной и теневой экономики по результатам выборочных статистических наблюдений, проводимых за субъектами экономики. Косвенные методы – это расчеты и анализ на основе косвенных данных, таких как потоки рабочей силы, ресурсов и товаров. При этом наиболее распространенным является метод выборочных статистических обследований, проводимых непосредственно на предприятиях и в организациях или домохозяйствах, позволяющий непосредственно изучить размеры ненаблюдаемой экономики. Благодаря малой вероятности сокрытия информации потребителя о его расходах, использование метода потребления, основанного на статистических обследованиях за расходами домохозяйств на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, характеризуется высоким уровнем точности получаемых результатов.
Правовой базой для борьбы с теневой экономикой у нас являются такие документы, как Указ Президента от 30 октября 2020 года «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов», Постановление от 24 марта 2022 года «О мерах по реализации проекта «Реформа налогового администрирования» с участием Всемирного банка» и ряд других нормативно-правовых актов.
На основе этих документов в 2020-2024 годах совместно с экспертами Всемирного банка и Международного валютного фонда была проведена работа по оценке неформальной и теневой экономической деятельности. В частности, разработаны специальные анкеты по изучению данной деятельности физических и юридических лиц. Подготовлено «Методические положения по статистической оценке ненаблюдаемой экономики». Проведены выборочные статистические обследования в домохозяйствах 165 районов и городов нашей страны с целью изучения расходов на транспорт, проживание и питание, культуру, образование и здравоохранение.
Была собрана и проанализирована информация от соответствующих министерств и ведомств (Налоговый комитет, Министерство занятости и сокращения бедности и др.). И таким образом, проведена оценка размеров неформальной и теневой экономики и ее влияния на ВВП за 2017-2023 годы по отраслям экономики и регионам нашей республики, что дало довольно интересные результаты.
Так, на 2023 год объем ВВП Республики Узбекистан оценивался в 10,7 млрд. долларов и увеличился с 90,9 до 101,6 млрд. долларов ВВП на душу населения в 2023 году возрос с 2 496 до 2 789 долларов.
По Самаркандской области также можно увидеть внушительные цифры. Например, если по старым подсчетам, в 2023 г. объем валового регионального продукта (ВРП) составлял 74 115,3 млрд. сумов, то после статистического учета доли ненаблюдаемой экономики он оказался равен 84 093,8 млрд. сумов.
В разрезе отраслей можно увидеть следующую картину. В сельском хозяйстве изменения не наблюдались. Зато в промышленности (включая сферу строительства) по старым подсчетам объем ВРП в 2023 году был равен 15 419,8 млрд. сумов, а новые подсчеты показали иную картину – 17 017,2 млрд. сумов. Разница составляет свыше 1, 5 трлн. сумов.
Но наибольшее сокрытие доходов приходится на сферу услуг. По старым подсчетам, в данной отрасли объемы ВРП были равны 28 520,1 млрд. сумов, а с учетом теневой экономики этот показатель составил 36 901,2 млрд. сумов. В самой структуре услуг резкая разница наблюдается в сферах торговли, проживания и питания – 5 188,3 млрд. сумов против 12 029,7 млрд. сумов. То есть, выходит, что больше половины доходов в данной сфере до сих пор не учитывалось.
Получение точных данных о теневой экономике впредь даст возможность совершенствовать работу по борьбе с этим явлением, созданию для этого соответствующих механизмов для привлечения бизнеса в указанных сферах к регистрации, а значит, и налогообложению.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.