Узбекская тюбетейка и китайская философия

Знаете ли вы, что узоры узбекской тюбетейки олицетворяют самые древние и совершенные символы восточной натурфилософии, гармонии, диалектического прогресса? Увы, большинство мастеров не знают смысл и содержания узоров, в которых таятся азы натурфилософских закономерностей, тысячелетиями спонтанно передающихся их предками в символах тюбетейки.

Согласно древним философским представлениям китайских, японских и корейских народов, весь мир основан на борьбе двух противоборствующих сил - Инь-Ян. Постоянное противостояние этих противоположностей отражено в фигурах белого (ян) и черного (инь) цветов, подобных рыбкам или драконам, гоняющимся друг за другом.

Ее суть мы можем увидеть в соотношении таких понятий, как день и ночь, солнце и луна, небо и земля, тепло и холод, нечетное и четное, мужское и женское. А триграмма с тремя горизонтальными линиями, обычно истолкованная вместе с Инь-Ян, представляет собой архитектуру построения всего сущего, а также направление сторон.

«Рыбки, гоняющиеся друг за другом» и различные формы трех линий в ряд отражены в большинстве китайских и японских философских символах, медицине, искусстве и одежде, которые, принято считать признаком их экономического прогресса, долголетней и успешной, богатой, счастливой и гармоничной жизни. 

Инь-Ян и триграммы отражены на флаге Южной Кореи, а самое интересное – и в узорах узбекского национального головного убора – дуппи.

Разница в том, что верхняя часть узбекской тюбетейки имеет только символ добродетели Ян (белая рыбка), нарисованный на четырех сторонах. Это означает, что энергия света и добра распространяется с четырехкратной силой. Повторяющиеся три полоски в триграмме, расположенных снаружи Инь-Ян, которые символизируют мировое строение, вместе с Инь-Ян олицетворяют диалектику Вселенной.

Возникает справедливый вопрос, откуда появились эти символы в узбекской, китайской, японской и корейской культурах?

Философские взгляды древних народов Центральной Азии о структуре и построении мира, основанные на противоположностях, присутствовали с древних времен, когда предки узбеков были приверженцами буддизма. В это время вышивались узоры, воплощающие борьбу между противоборствующими силами на национальных сюзане, одежде и головных уборах. На дуппи изображали  только силы добра – Ян (белая рыбка).

Как свидетельствуют источники, символ и философию белой и черной рыбок, которые преследуют друг друга, даосы заимствовали у буддийских монахов. По словам известного востоковеда, профессора Алексея Маслова, символизм Инь-Ян, вероятно, был заимствован даосами у буддистов в I-III вв.: «Их привлекала буддийская символика - и в даосизме появилась своя „мандала“: - знаменитые черно-белые „рыбки“ Инь и Ян». Есть версия, что буддийское учение в Поднебесную страну перешло в I-веке именно с территории нынешнего Узбекистана, которое в дальнейшем было заимствовано философами Японии и Кореи.

Не зная и не вникая в суть узоров дуппи, не стоит  их сравнивать с такими предметами, как, например, перец. Очень важно правильно понять древний смысл этих узоров и избегать или быть осторожным в изменении и корректировании их. Теперь представьте, для надевшего национальный головной убор – дуппи с узорами, которые олицетворяют силы добра, в какой степени в масштабах Вселенной он может быть талисманом или щитом, сохраняющим от дурной энергии?

Эркин МУСУРМАНОВ,

профессор Самаркандского международного

технологического университета,

доктор филологических наук.