Условия и возможности в «Домах юстиции»
Агентства государственных услуг и интеллектуальной собственности, а также Министерство юстиции объединились, чтобы укрепить законность и справедливость, создать эффективное управление, оказывающее профессиональные услуги населению, усилить роль и ответственность органов юстиции при решении правовых задач. В результате руководители в системе сократились в два раза, управленческие структуры - в три раза.
Объединены и четыре структуры, которые действуют отдельно на районном уровне. Отделы юстиции, Центры государственных услуг, органы ЗАГС, Центры юридических услуг вошли в состав районно-городских отделов юстиции и стали едиными отделениями юстиции, действующими в одном здании. Словом, сформированы единые «Дома юстиции». Это создало возможность для физических и юридических лиц, имеющих правовые проблемы или нуждающихся в госуслугах, использовать возможности 4-х структур в одном месте по принципу «одно окно».
Спрос на госуслуги растёт
На сегодняшний день в нашей области проживает более 4 миллионов человек. Ежегодный рост численности населения является причиной увеличения спроса и потребности в государственных услугах. Это подтверждается и их объемом.
В частности, в 2018 году центрами было оказано 478 678 государственных услуг, 2019 году – 1 126 688, 2020 году – 661 810, в 2021 году – 780 363, а количество оказанных услуг только за последние 9 месяцев этого года достигло уже почти 900 000.
Главное, население пользуется этими услугами по экстерриториальному принципу. То есть можно пользоваться услугами, обратившись в Центры государственных услуг в любом городе или другом удобном месте, независимо от места постоянной регистрации (прописки) или места жительства.
Главные цели
Качество и эффективность обслуживания оцениваются и по шкале удобства и преимуществ, создаваемых для потребителей. Например, запрещена практика истребования у населения 73 видов документов и справок при оказании государственных услуг, а с 1 января текущего года отменен запрос 17 видов документов у населения. В результате, в среднем более 18 млн. человек в год освобождены от излишней бумажной волокиты, скитаний по кабинетам, что позволило сэкономить более 200 млрд. сумов.
С 1 января текущего года значительно снижен размер платы за шесть видов госуслуг, отменено взимание платы за два вида услуг. В частности, стоимость нового свидетельства о государственной регистрации субъектам предпринимательства снижена с однократного до 20 процентов БРВ. Государственная регистрация адвокатских контор, юридических фирм и коллегии адвокатов ранее составляла 2 БРВ, а сегодня она снижена до одной. Для стимулирования граждан использовать электронные госуслуги на все платежи при использовании госуслуг через Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) применяется 10-процентная скидка.
Удобств становится всё больше
Говоря о платежах, следует отметить еще одно новшество. Теперь нет необходимости набирать вручную цифры в инвойс или стоять в очереди в кассу чтоб оплатить за услуги, оказываемые через my.gov.uz или Центры госуслуг. Для этого можно легко оплатить услуги, отсканировав QR-код на счете в популярных платежных системах. Например, через платежные системы Payme, Click, U-pay и другие.
Как известно, система персональной идентификации Mobile-ID разработана и внедрена для того, чтобы облегчить гражданам пользование госуслугами. Система позволяет пользоваться всеми госуслугами без электронной цифровой подписи. Например, сейчас существует более 3,1 млн. активных электронных подписей, срок действия которых составляет два года. Система Mobile-ID позволяет легко и быстро пользоваться услугами, не имея при себе отдельной флеш-карты.
В 16 районных центрах государственных услуг области установлены сканеры отпечатков пальцев для проверки личности и выдачи ключей электронной цифровой подписи и 146 считывателей ID-карт. На данный момент, как и в органах внутренних дел, выдача удостоверения личности, водительского удостоверения и биометрического паспорта для выезда за границу оказывается в Центре госуслуг города Самарканда. Загранпаспорт можно получить и в Центре госуслуг Пастдаргомского района.
Условия для граждан с особыми потребностями
Среди граждан есть сегмент населения с ограниченными физическими возможностями, и обеспечение их законных интересов является актуальной и важной задачей, стоящей перед государственными органами. К примеру, в центре госуслуг города Самарканда в тестовом режиме запущена услуга сурдопереводчика в четырех основных отделах. Услуга предоставляется централизованно, а сотрудник центра общается с сурдооператорами через специальную веб-камеру. Они помогают обеспечить связь между гражданином и сотрудником центра.
Словом, в результате проведенных правительством реформ создана простая, удобная, а главное антикоррупционная система, служащая интересам народа.
Максуд КУРБАНОВ,
заместитель начальника областного управления юстиции.