Учитель сердца

Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу ученика. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу...
Какой бы предмет в нашей школе учитель ни преподавал, он является учителем языка. Научить говорить - это большая задача педагога, от успеха ее решения во многом зависит духовная жизнь, умственная культура учащегося.
Главная эффективность слова учителя - его честность. Ученики тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивые слова. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово.
Работая в школе 28 лет, я сталкивалась с не одним поколением детей. Разные характеры, судьбы, семьи. Конечно, наблюдается большая разница между прошлым и настоящим подрастающим поколением.
Интернет в нынешнее время дает о себе знать. Дети буквально поглощены играми и социальными сетями, необходимую информацию легко находят в Интернете, отсюда пропадает интерес к книгам.
Несмотря на эти сложности, учитель должен найти путь к сердцу каждого ребенка. Учитель должен выслушать внимательно и терпеливо жалобы детей, их рассказы о том, что взрослым может показаться мелочами. В детской жизни, я считаю, нет мелочей.
Ребенок идет в школу к учителю с безграничной доверчивостью, с радостью. И этот огонек радости, доверия, старания легко потушить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Если ребенок не видит успеха в своей учебной работе, его сердце словно гаснет, ученик теряет веру в свои силы, он словно ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания.
Для того чтобы не было такого выгорания, необходимо дать ребенку узнать радость учебного труда, радость успеха в учении, пробудить у него чувство достоинства. Поощрять их любознательность, замечу, что ученики особенно стали любить математику, естествознание, технологию. Как учитель я вижу радость в глазах именно на этих предметах.
Учителю надо обладать талантом человеколюбия, безграничной любовью к своему труду, к детям. Нужны разнообразные приемы и методы обучения, учитывающие специфику возраста, чтобы вызвать интерес к учебе. Каждый из нас обязан внести свой вклад в достойное воспитание и обучение подрастающего поколения.
Н. РАХМАНОВА,
учитель начальных классов высшей категории
школы № 46 г. Самарканда.