Транспорт в районах: возврат к цивилизованным отношениям
В районах области продолжается работа по улучшению оказания услуг в сфере общественных пассажироперевозок.
Время автобусов, курсирующих на внутренних дорогах районов области, после распада бывшего Союза, казалось бы, кануло в Лету. Да, спору нет, и тогда таких маршрутов было немного, но они в сознании людей все же олицетворяли некую стабильность жизни, вселяя какую-то уверенность в завтрашнем дне. Однако ухудшение экономических условий в начале 90-х годов прошлого столетия сказалось и на сфере транспорта. Закрылись не только внутренние маршруты, мы помним время, когда пустовали огромные автовокзалы, некогда полные автобусами междугороднего сообщения.
Конечно, свято место пусто не бывает – раз есть спрос, появляется и предложение. И место автобусов заняли «маршрутки» в городах («Газели», «Дамасы») и такси между городами. Как бы хорошо ни обслуживали пассажиров, они все-таки не воспринимались как вид общественного транспорта, особенно представителями старшего поколения, видавшими лучшее время транспортной сферы. Стихийность предложения услуг было налицо, например, у кого спросишь за плохое обслуживание? Ведь те же «Дамасы» могли взять пассажиров и сверх нормы ради длинного рубля, а если как-то возразить, от водителя можно было услышать грубый ответ: «Не нравится, жалуйся, куда хочешь». Все это невольно порождало у обычного обывателя впечатление безвластия.
В последние годы сделано немало для улучшения работы общественного транспорта. Важным шагом на пути к коренному реформированию сферы стало Постановление Главы государства «О мерах по реформированию системы общественного транспорта» №ПП-59 от 16 февраля 2023 года. Хотя еще предстоит многое сделать, но жители города Самарканда уже начали привыкать к цивилизованному обслуживанию на общественном транспорте. Поэтапно внедряется система брутто-контрактов, позволяющих перевести отрасль на цивилизованное, качественно иное русло. Уже уходит в прошлое время, когда водители автобусов специально подолгу стояли на остановках, набивая битком свои салоны в желании заработать лишний сум, от которого в конечном итоге зависела их зарплата. Брутто-контракты гарантируют стабильную зарплату, независимо от количества перевезенных пассажиров, ставя во главу угла уже качество обслуживания и точное соблюдение графика движения. Закупаются новые, экологические чистые, комфортабельные автобусы зарубежного производства.
Но все эти положительные изменения происходят в городе Самарканде, а как дело обстоит в районах области?
- В центре нашего внимания постоянно находится не только городской, но и сельский общественный автотранспорт, - говорит начальник областного управления транспорта Равшан Таджиев. – Мы ведем систематическую работу по улучшению оказания услуг на маршрутах, соединяющих город с райцентрами, а также действующих между селами в районах. Вот, например, некоторые цифры. В Ургутском районе в настоящее время функционируют 14 автобусных маршрутов, соединяющих различные села и махаллинские сходы граждан. Есть десять маршрутов в Пастдаргомском, по восемь в Кошрабадском, Нарпайском, Джамбайском районах, по шесть в Нурабадском и Булунгурском и чуть меньше в остальных районах. Все эти маршруты обеспечены автобусами в следующем количестве: в Ургутском районе на 14 маршрутов приходится 60 автобусов, в Пастдаргоме – на 14 направлений 28, в Кошрабаде восемь маршрутов обслуживают столько же автобусов, в Нарпае на столько направлений приходится 26 автобусов. То есть, буквально все направления обеспечены транспортными средствами в достаточном количестве. Но для улучшения оказания транспортных услуг населению и выполнения требований постановлений Главы государства и правительства областным управлением транспорта будет продолжена работа по обеспечению данных маршрутов современными автобусами. После закупки достаточного количества электробусов обычные автобусы, курсирующие в настоящее время в городе Самарканде, будут переданы районам.
Отметим, что в районах существуют также маршруты микроавтобусов и «Дамасов». Если анализировать данные, то можно увидеть, что и здесь количество транспортных средств намного превышает количество маршрутов. И это, конечно, хорошо – сокращается время на ожидание транспорта, охватывается большее количество пассажиров. А в настоящее время ведется работа по замене «Дамасов» на современные автобусы марки «Исузу», производимые в Самарканде.
- Мы выезжаем на места в целях встречи с предпринимателями, ненавязчиво предлагаем заключать контракты, объясняем плюсы такой работы для них самих. Уже есть предприниматели, желающие приобрести микроавтобусы, с которыми мы продолжим работать.
Наряду с этим, в районах, в зависимости от демографических показателей, изучается ситуация и для открытия новых маршрутов. Например, только в первой половине текущего года открыты один новый маршрут в Нарпайском районе, два – в Пайарыке.
Еще одним направлением деятельности управления транспорта в свете интересующей нас темы можно назвать перерегистрацию автобусных остановок и автостанций с последующей их реконструкцией.
- Все автостанции и остановки в районах со временем будут обязательно отремонтированы и реконструированы по типовым планам, – продолжает Р. Таджиев. - Мы изучаем показатели плотности населения в селах для строительства новых автобусных остановок. Что касается автостоянок, то уже отремонтированы автостоянки в Пайарыкском, Пастдаргомском и Джамбайском районах.
Можно с уверенностью сказать, что улучшение общественного транспорта для многих означает, прежде всего, возврат к цивилизованным отношениям, что за маршруты, соблюдение графика движения, качество услуг будут отвечать уже не отдельные водители, а государство, что со всеми претензиями к работе сферы можно будет обращаться в конкретное государственное учреждение – управление транспорта.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.