Светлана Барашева: «Театр - это жизнь»

За 30 лет на сцене Самаркандского государственного русского драматического театра Светлана Барашева сыграла не один десяток ролей - от хрупких, надломленных героинь до ярких, противоречивых характеров, создав целую галерею образов, которые стали знаковыми для нескольких поколений зрителей. В этом году, к своему 70-летнему юбилею, актриса была удостоена ордена «Дустлик» - одной из самых почетных государственных наград Республики Узбекистан, вручаемой за большой вклад в культуру и укрепление дружбы между народами. Но для Светланы Михайловны это не просто признание ее таланта - это, как она сама говорит, дань уважения всему коллективу театра, которому она посвятила жизнь. Накануне награждения мы пообщались с ведущим мастером сцены, задав ей массу вопросов, на которые она ответила в перерывах между репетициями.

О награде, славе и движении вперед

Орден «Дустлик» для меня - это не только оценка моего творчества, но и признание труда всего нашего театра. Я хочу посвятить эту награду коллегам - нашему дружному коллективу русского драматического театра, за поддержку, взаимопонимание и наш долгий творческий путь.

И хотя награду я получила к своему 70-летию, это далеко не подведение итогов, а стимул для новых свершений, приглашение идти дальше, искать, учиться, пробовать новое. Смысл творчества - в постоянном движении.

А насчет славы отмечу, что разделяю мысль замечательного русского поэта Бориса Пастернака, которую он выразил в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»: слава - не цель. Для меня важнее познание себя, самоотдача и стремление к совершенству в профессии. Все, что я делаю, делаю ради зрителя, ради искусства, ради того мгновения на сцене, когда живешь чужой жизнью и делишь ее с залом.

О ролях, которые изменили судьбу

В моей жизни было много ярких работ, но особое место занимает Раневская в «Вишневом саде» Чехова. Этот спектакль, поставленный В. М. Бродянским в 2005 году, стал для меня судьбоносным - определяющим в профессии.

Значимой стала и роль Бустан-буви в пьесе А. Каххара «Милые мои матушки» (2007 г.), тоже в постановке В. Бродянского. Эта роль помогла мне раскрыться как трагической актрисе, научила слышать боль и надежду женской души.

А вот самой сложной - психологически, физически и эмоционально - стала работа над образом Сары Бернар в спектакле «Смех лангусты» режиссера Ахмада Ниязова. Это была роль на пределе возможностей, требующая полной отдачи, глубокого погружения, почти слияния с героиней.

Моноспектакль - исповедь о жизни и любви

Особое место в моем творчестве занимает моноспектакль «Возвращаюсь, забудьте!..» - мой первый режиссерский опыт, можно сказать, личная исповедь и откровенный разговор со зрителем.

В этом спектакле я говорю о том, что человек должен жить и трудиться на своей Родине: «Где родился - там и пригодился». А еще - о Любви. В самом высоком смысле этого слова: к Родине, к миру, к людям, ко всему живому на Земле. Без этой Любви невозможно ни творчество, ни жизнь.

В 2013 году этот спектакль был показан на Международном театральном фестивале «Театр.UZ» в Ташкенте и получил высокую оценку жюри. Зрители приняли его очень тепло, а для меня это был момент большого счастья - почувствовать, что наши мысли и чувства находят отклик.

О театре, дружбе и поколениях

Театр - это всегда живой организм, где каждый важен на своем месте: актеры, режиссеры, технические службы, цеха. Только совместный труд создает спектакль. И здесь важны дружба и взаимопонимание - это то, что делает нас сильнее, помогает переживать трудности, вдохновляет. И сцена, признаюсь, великий учитель. Лично меня она научила не держать в себе обиды - это вредно для здоровья и творчества, научила находить мгновения счастья буквально во всем. А конечно, самое большое счастье актера - видеть глаза благодарного зрителя, слышать его аплодисменты. Это катарсис - ради него мы и существуем. Думаю, и сегодняшнее поколение актеров живет этим. Да, молодежь смелее, увереннее, не боится рисковать, экспериментировать. Мое поколение было строже к себе, самокритичнее… Но это и прекрасно, что молодые ищут свой путь.

Вера, вдохновение и новые горизонты

Что помогает сохранять веру в театр? Для меня ответ в стихотворении Михаила Дудина «Верь» - он сказал все за нас, людей искусства. Театр был, есть и будет нужен людям, он важен для души, для сохранения человечности в человеке, для понимания самого смысла жизни.

Сегодня театр под руководством Ш. Садыкова готовит новые премьеры. В сентябре труппа отправляется на гастроли в Россию, а в ноябре примет участие в театральной встрече русских театров Узбекистана «Сердца четырех» в Ташкенте.

7 сентября мы открываем новый сезон детской сказкой «Веселый паровозик» и спектаклем для взрослых «Железная женщина». Сейчас активно идут репетиции пьесы А. Чехова «Дядя Ваня» - над спектаклем работает главный режиссер театра Ахмад Ниязов. Мы живем в ожидании премьеры и, конечно, верим в ее успех!

Вместо послесловия

- Театр - это жизнь, - сказала Светлана Михайловна. - Каждая постановка - как вдох и выдох. И счастье актера - видеть, как зритель уходит со спектакля пусть чуточку, но другим человеком, с открытым сердцем. Это бесценно.

Записала Анастасия ПАВЛЕНКО.

Для справки

Светлана Михайловна Барашева - актриса Самаркандского государственного русского драматического театра, заведующая труппой, лауреат ордена «Дустлик».

Родилась 11 марта 1955 года в Самарканде. Окончила Московский государственный университет народных искусств, актерский факультет (1977).

С 1994 года работает актрисой Самаркандского государственного русского драматического театра, где прошла сценическую школу у Народного артиста Узбекистана Н. Балаева, Е. Шлейкина. В апреле 2003 года назначена заведующей труппой. За годы работы сыграла свыше 50 ролей в спектаклях для взрослых и детей, участвовала в международных театральных фестивалях, неоднократно отмечалась профессиональным сообществом и зрителями.

Знаковые роли: Раневская (А. Чехов «Вишневый сад»), Бустан (А. Каххар «Мои милые матушки»), А. Кеннеди (Ф. Шиллер «Мария Стюарт»), Эрида (Еврипид «Медея»), Сара Бернар («Шок»), Шелавина (А. Островский «Без вины виноватые»), Простакова (Д. Фонвизин «Недоросль»), Кумри (Ф. Башбеков «Железная женщина»), Елена Сергеевна (Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»), фру Альвинг (Г. Ибсен «Привидения»), миссис Сэвидж (Д. Патрик «Странная миссис Сэвидж»), Нина (Н. Коляда «Всеобъемлюще»), а также авторский моноспектакль «Возвращаюсь, забудьте!..».