Сохранится ли культурное наследие Дари-занджир?
В нашей области зарегистрировано 1 607 объектов материального культурного наследия, из них 483, то есть 30%, расположены в г. Самарканде. По данным областного управления культурного наследия, в Самарканде под угрозой исчезновения находятся 130 объектов культурного наследия, к которым также относится и Дари-занджир.
«Дари-занджир» - одна из древних махаллей города Самарканда, основную часть его жителей составляют «иммигранты» из села Култепа Зааминского района. Здесь, по высказываниям Абу Тахир Ходжи (книга «Самария»), находится могила Дарвиша Халида, который был одним из халифов Хусейна Хорезми.
Дари-занджир - это рабат жены Амира Темура, который находится на западной стороне Чокардизы и примыкает к мусульманскому кладбищу. В ХVI-ХVII веках махалла называлаcь «Хаёти Хон» (Ханский двор). В ХVIII веке на данной территории существовали медресе, школа, небольшие водоемы, вода из которых также использовалась для питья и торговые лавки. Данная махалля граничит с такими историческими кварталами, как «Махдуми Хорезми» на севере, «Факих Абулаи» на востоке, «Ялангбек» на юге и «Кази Гафур» на западе.
- Наши предки много рассказывали о культурном наследии Дари-занджира, который изначально был крепостью в ХI веке, а в конце ХIV века стал махаллей в восточно-южной части Самарканда, - говорит житель махалли Журахон Маллахожаев. – На этой территории жили Амир Темур и его близкие родственники, а позже сюда переселились и религиозные деятели со своими семьями. Чтобы защитить своих женщин от номахрамов (нечистых), они закрывали их за дверьми, увешанными кованными цепями, отсюда и пошло ее название. В конце XIV – начале XV века возле худжр «Дари-занджир» стояла большая мечеть, часть ее комнат использовалась для занятий. В годы своего проживания в Самарканде Алишер Навои обучался в этих кельях.
В 2009-2016 годах, будучи председателем данной махалли, Ж. Маллахожаев выступил с предложением о реставрации объекта на средства предпринимателей. Но ответственные лица отказали в просьбе, ссылаясь на то, что это нанесет ущерб культурному наследию, и только в 2014 году ему удалось добиться обещания, что объект будет отреставрирован, на что уже выделяются средства. Но до сегодняшнего дня практически ничего не сделано, комплекс находится в руинах.
- Культурное наследие Дари-занджир, состоящее из четырех худжр, расположено перед зданием махалли, и я каждый день наблюдаю, в каком плачевном состоянии оно находится, - говорит Ж. Маллахожаев. - Одно помещение уже обрушилось. Остальные три худжры используются под склад. Если комплекс не будет взят под охрану в ближайшее время, то и остальная его часть может быть потеряна навсегда.
- Комплекс внесен в Национальный реестр недвижимых объектов культурного наследия, - говорит исполняющий обязанности начальника областного управления культурного наследия Зиёдулло Насимов. - Общая площадь объекта 70,13 квадратных метров, и он действительно нуждается в ремонте. Учитывая это, в сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом культурного наследия и Управлением реставрации культурного наследия мы планируем разработать проектно-сметную документацию комплекса Дари-занджир, на основании которого на объекте будут проводиться ремонтно-реставрационные и консервационные работы.
Надо сказать, что в предыдущие годы этот комплекс с целью ремонта и консервации уже несколько раз включался в программу. К сожалению, все это оставалось только на бумаге. Надо отметить, что речь идет лишь об одном из 130 объектов культурного наследия, которые также на грани исчезновения. Что будет с оставшимися объектами культурного наследия, как они будут сохранены? Это для нас вопрос, требующий безотлагательного решения.
Хочу напомнить, что исторический центр Самарканда, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, занимает площадь 1 123 га, а его охранная зона – 1 369 га.
Фазлиддин РУЗИБОЕВ.