Служба «102» слушает
С начала года в службу «102» поступило свыше 110 тысяч звонков, треть из них касалась заявлений с признаками уголовного преступления. Кроме сообщений о правонарушениях, на короткий номер поступали жалобы по жилищно-бытовым вопросам и не только. При этом сотрудники обязаны выслушивать каждого и принимать все заявления, вне зависимости от их характера.
Многие путают дежурную часть со службой «102», а все потому, что ранее звонки поступали непосредственно в дежурку. Пару лет назад в здании УВД отрылся ситуационный центр, оснащенный современными информационно-коммуникационными технологиями, интегрированными в единый кластер и платформу. Таким образом обеспечена информационная безопасность и программно-техническая защита системы. Уникальность системы в функции обратного вызова, Callback который позволяет дозвониться до абонента в тот момент, когда освободится оператор.
Кстати, все операторы переведены на 24-часовой рабочий день, что обеспечивает их максимальное нахождение на пульте. Последние принимают сообщения, заполняют электронную карточку, которая мгновенно пересылается для реагирования в район, где случилось ЧП.
Ежедневно по короткому номеру экстренной службы поступает более 1200 звонков от жителей области, задача оператора быстро зафиксировать информацию и передать ее в территориальную дежурную часть. Это не всегда просто, но задача сотрудника органов внутренних дел как можно скорее узнать, кто звонит, и уточнить два основных момента: что конкретно произошло и где точно находится пострадавший.
- Каждый сотрудник в сутки обрабатывает более 250 звонков, - говорит рядовой Ботир Холиков. - Все звонки делятся на несколько категорий. Например, такая категория, как "убийство", "тяжкие телесные повреждения" или "грабеж", выделяются красным цветом и размещаются сверху. Пока мы находимся на линии и продолжаем разговор с потерпевшим, выясняя детали, ближайшая бригада выезжает на место преступления, а в программе напротив события отмечается "принял" и "выехал". Как развивается дальше действие нам неизвестно. Ситуацию контролирует дежурная часть.
Рассказывая о классификации звонков, Ботир Холиков отметил, что «лидерами» являются бытовые скандалы, затем идут уличные разборки, а на третьем месте «ложные» звонки и автоаварии. К примеру, в минувшие сутки в службу «102» поступил звонок от жителя махалли «Кукгумбаз» Джамбайского района, который пожаловался, что у него со двора пропал собранный урожай кукурузы. Известно, что в частных домах в районах нет стен и ворот. Злоумышленники, воспользовавшись отсутствием хозяев, вынесли 500 кукурузных снопов с початками. Часто поступают звонки об автоавариях. 12 декабря в 13.47 поступил звонок от жителя махалли «Шавона» Кошрабадского района, который попал в автоаварию. Его автомобиль ВАЗ 2106 столкнулся с автомобилем «Кобальт», пострадал подросток. Нередки и случаи краж мобильных телефонов в автобусах. По каждому случаю возбуждается уголовное дело и с момента поступления заявления начинается следствие.
Среди обращающихся хватает и тех, кто хочет получить справочную информацию, юридическую консультацию у оператора. В этом случае гражданам предоставляются телефоны соответствующих подразделений органов внутренних дел и других справочных служб. Таких звонков насчитывается более пяти тысяч.
К сожалению, немало и ложных вызовов, когда подростки балуются и «молчат в трубку». Если есть подозрения, что что-то произошло, оператор перезвонит или на место будет отправлен наряд - убедиться, что все в порядке. Но, увы, не все номера звонящих определяются на месте, хотя разговоры всегда записываются, так что наказания долго ждать не приходится.
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.