Слово «да» не говорить!

- Алло, здравствуйте! Поздравляю, вы выиграли один из десяти призов от интернет-магазина Теmu! Ваш приз - мобильный телефон. Назовите свое имя, дату рождения и адрес куда отправить выигрыш.

Записав мои данные, девушка вежливо попрощалась.

- Как? И это все? А как же «назовите код из смс» и тому подобное?

- Нам это не нужно, мы же не мошенники. Вы согласны получить приз?

Услышав утвердительный ответ, девушка попрощалась во второй раз.

Вот теперь удивилась я. Позвонив знакомому, спросила, возможно ли списать с карты средства, зная лишь имя и дату рождения. Поговорив с ним на эту тему, все-таки решила позвонить в банк и заблокировать карту. Ну, мало ли что, а береженного Бог бережет.

Номер телефона на обратной стороне банковской карты не ответил. Посмотрев другие номера во всемирной сети, с рабочего телефона по очереди стала набирать их. 

- Ассалому алайкум! Здравствуйте! Hello! Узбек тилини танласангиз бирни босинг, для выбора русского языка нажмите два, to select English press three. Чтобы узнать о продуктах для физических лиц, нажмите «1», чтобы узнать о продуктах для корпоративных клиентов …, - не торопясь перечисляет автоответчик.

Тем временем зазвонил мобильный.

- Здравствуйте! Поздравляем, вам одобрен кредит.

- Какой кредит?

- Вы же сами дали утвердительный ответ на получение кредита.

- А как же приз?

- Ммм…банк призы не раздает.

- А, ну спасибо за кредит!

Отключив мобильный, возвращаюсь к рабочему телефону. В отличие от банковской системы, мошенническая работает с завидной оперативностью. Там все еще не торопясь автоответчик продолжает:

- ... чтобы узнать о международных переводах нажмите «5». Чтобы связаться с оператором нажмите «0». Для получения подробной информации по пластиковым картам нажмите «звездочку», и в ближайшее время с вами свяжется наш сотрудник.

Но сотрудник так со мной и не связался.

С очередного набранного номера, наконец, ответил «живой голос» и, узнав причину звонка, два раза перенаправлял меня в нужный отдел, но и там никто не ответил…

Сложилось впечатление, что банковская система работает в интересах злоумышленников, в то время как со стороны государства принимаются меры. В частности, на недавнем четвертом пленарном заседании Сената рассмотрен и одобрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обмене кредитной информацией». Основные нововведения закона касаются прав физических лиц на установление и снятие запрета на заключение с ними кредитных сделок. Вводится механизм включения граждан в Реестр лиц, которым запрещено получать кредиты. Также определяется порядок контроля за соблюдением этого запрета.

Одна из ключевых целей поправок – предотвратить случаи оформления займов на имя граждан без их ведома. Закон вводит ответственность пользователей кредитной информации за нарушение запретов, что позволит минимизировать мошеннические схемы. С принятием закона граждане получат возможность подавать заявление в кредитное бюро для запрета оформления займов на свое имя.

Да, с техническим прогрессом за последнее десятилетие в нашу жизнь прочно вошли новые технологии, что дает уйму возможностей для развития мошенничества. Современные методы инженерии, используемые мошенниками, могут поставить в тупик даже опытного человека, поэтому правоохранительные органы настойчиво и регулярно предупреждают о том, что нельзя никому называть личные данные и реквизиты. Ведь современным мошенникам бывает достаточно минимума, например, номера карты и срока ее действия, чтобы получить доступ к средствам. Поэтому не стоит никому говорить несколько реквизитов сразу: номер карты, фамилию и имя держателя или номер и срок действия. Чем больше информации известно злоумышленникам, тем выше риск остаться обманутым. 

Кроме того, правоохранительные органы рекомендуют гражданам не отвечать на звонки с незнакомых номеров словом «да». Дело в том, что мошенники могут собирать голосовые данные людей, чтобы потом использовать в незаконных банковских операциях. Они собирают биометрию - цифровые отпечатки голоса, поэтому от потенциальной жертвы они добиваются не только ответа «да», но и «я подтверждаю». Поэтому на незнакомые номера лучше вообще не отвечать либо отвечать «алло», «слушаю вас», а при подозрительном звонке положить трубку. Перезванивать на такой номер ни в коем случае нельзя.

Но как оказалось, если есть сомнения, не всегда получится оперативно сообщить об этом обслуживающему банку и обезопасить себя и свои средства. Может, банкам стоит изменить политику работы своих «горячих линий»?

Азиза ЯКУБОВА.