Шопен - достояние человечества
“Недостаточно просто жить,
Надо прожить судьбу”.
Альберт Камю.
В этом году исполняется 175 лет со дня смерти величайшего польского композитора Фредерика Шопена, которого современники называли “Моцартом своего времени”. Этой дате был посвящен концерт “Венок памяти”, прошедший в Самаркандской специализированной школе искусств.
Не каждый композитор становится всемирно почитаемым еще при жизни, но гениальный Фредерик Франтишек Шопен сумел привнести в музыку много нового, получив заслуженное признание. В первую очередь, он перенес многие штрихи исполнения из скрипичной музыки на фортепиано. Это случилось, когда Ф. Шопен, сам будучи виртуозным пианистом, впервые услышал исполнение своего современника Николо Паганини в Париже.
Шопен открыл миру неизвестные до той поры любимые им ритмы польских народных танцев: мазурок, куявека, оберека, полонеза. Создал новые жанры - фортепианную балладу, скерцо, поднял бытовой вальс на высокий уровень концертной пьесы. Он превратил технические упражнения - этюды - для развития беглости пальцев в высокохудожественные сочинения с глубоким содержанием. Продолжая традиции Иоганна Себастьяна Баха, творца знаменитого цикла “Хорошо темперированный клавир” в двух томах, Ф. Шопен создает уникальный цикл миниатюр из 24 прелюдий (две отдельные), которые стали летописью жизненных перипетий самого композитора. Его полонезы провозгласили символом независимой Польши.
Жизнь Ф. Шопена делится на два больших периода: на Родине и за рубежом. Счастливые детство, отрочество, юность, проведенные в кругу семьи, друзей и любимых педагогов, сформировало у него главное чувство, которое он пронесет в своем творчестве – любовь к Родине, к ее мелодиям и ритмам, к родному языку и желании видеть свою страну свободной.
В формировании Шопена как музыканта основополагающую роль сыграли два педагога: Войцех Живный, заложивший начальные навыки исполнительского искусства, и авторитетный в музыкальных кругах крупный дирижер Варшавской оперы и по совместительству директор Главной школы искусств Варшавы Юзеф Эльснер. Если В. Живный подготовил Ф.Шопена, которому на тот момент было всего 8 лет, к его первому публичному концерту, то Ю. Эльснер в своей характеристике юного дарования дал следующую оценку: «Шопен музыкальный гений!»
И, конечно, талантливый человек талантлив во всем. Фредерик обладал незаурядными актерскими способностями, писал стихи, юморески, водевили, рисовал дружеские шаржи, при этом никто из друзей на него не обижался.
С детства болезненный, но очень впечатлительный ребенок, Фредерик, благодаря музыке, вместо одного года прожил на 20 лет дольше поставленного в 19 лет диагноза. Его дыхание выравнивалось, как только он садился за фортепиано. Несомненно, именно здесь кроется главный смысл его высказывания: “Фортепиано – моя душа”
К 19 годам юный Шопен дает в Варшаве, куда переехала семья из Желязовой Воли вскоре после его рождения 1 марта 1810 года, два триумфальных концерта, которые всколыхнули все музыкальное общество Польши. А вскоре ему рукоплещет музыкальная столица всей Европы - Вена. Этот успех открывает ему двери в круг выдающихся людей того времени и путь к блестящей артистической карьере.
2 ноября 1830 г. Ф. Шопен после недолгого пребывания на родине уезжает на гастроли в Париж. Как показала жизнь – навсегда.
Известие о поражении польского восстания, где участвовали многие из его друзей, застает его уже в Париже и повергает в глубокое уныние, сожаление о том, что он не смог принять участие в нем. С тех пор всю его музыку, созданную за рубежом, пронизывает одно щемящее чувство, которое сам Шопен охарактеризовал польским словом “жаль”. Это слово очень многозначно: это и сочувствие, и сожаление, и тоска по далекой Родине, и печаль с чарующей меланхолией, и любовь...
Однако Париж встречает Фредерика Шопена восторженно. Первый же публичный концерт, состоявшийся 26 февраля 1832 г., прошел с громадным успехом. Из 30 концертов, исполненных Ф.Шопеном в течение его недолгой жизни (39 лет), каждый становится триумфом композиторского и исполнительского гения автора. В салоне Ф. Шопена можно было встретить таких знаменитостей, как Ф. Листа, Г. Берлиоза, П. Виардо, А. Нури, А. Дюма, Э. Делакруа, О. Бальзака, Г. Гейне, А. Мицкевича, А. Дюдеван (известную под псевдонимом Жорж Санд) и др.
Накануне революционных событий 1848 года Шопен дает свой последний триумфальный концерт в Париже и принимает приглашение на отдых от своей ученицы Джейн Стерлинг, в ее родовое имение на остров Майорку. Но влажный климат острова подорвал здоровье Шопена. И уже больной композитор дает свой последний концерт в Лондоне в конце ноября 1848 г., а в октябре следующего года он тихо угасает на руках своей сестры Людвиги в Париже. «Французское небо плакало польским дождем», написал Виктор Юкоши, свидетель многотысячной похоронной процессии...
Музыка великого Шопена бессмертна и не знает границ. Силами педагогов и учащихся специализированной школы искусств Самарканда была подготовлена концертная программа, в которой постарались отразить отдельные грани его гения. И, безусловно, все исполнители с большим вдохновением и трепетом в душе играли произведения Шопена.
Трогательные вариации на тему Дж. Россини из оперы “Золушка” в переложении для флейты исполнили лауреат республиканского конкурса (I место) Гульбегим Мансурова совместно с концертмейстером Н. Кучеровой. Блестяще прозвучали этюды ор. 10 N4 cis- moll, N5 Ges-dur ор. 25 N 2 f -moll в исполнении учащихся школы Рузанны Девлетшаевой, Давлата Зиятдинова и Ситоры Жаборовой.
Лирично и нежно молодой преподаватель фортепиано Лазиз Шукуруллаев сыграл прелюдию op.25 N 4 e- moll, один из самых известных вальсов Шопена op.64 N 2 cis-moll, ноктюрн op. 48 N 1 c-moll и посмертный экспромт «Фантазия» ор. 66 cis-moll.
Учащаяся консерватории Узбекистана Хилола Шерова совместно с преподавателем специализированной школы искусств, членом Самаркандского филиала Союза композиторов и музыковедов Узбекистана Эльвирой Емельяновой подготовили прекрасную презентацию о Шопене. Слушатели имели возможность окунуться в прекрасный мир музыки Фредерика Шопена, понять его творческие откровения, переплетенные с драматическими событиями родины музыканта.
«Личность Шопена во всех отношениях вызывает восхищение! Он был поляком, писал субъективно, но его объектом стал весь польский народ, поющий в его музыке», - признавался великий русский пианист Антон Рубинштейн. К его словам стоит лишь добавить, что благодаря Шопену, красотой польской музыкальной культуры теперь восхищается весь мир.
Тамара ТАТАРЕНКО.