Самаркандский самородок
25 ноября в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт «Большой дебют» на редкость одаренного юноши, нашего земляка, которого смело можно назвать самородком, – Нозима Толибова.
Нозим учится сейчас в 11 классе Республиканского техникума музыки и искусства при Министерстве культуры по классу скрипки на отделении струнных инструментов у известного не только в Узбекистане, но и за его пределами талантливого педагога, обладателя медали «Шухрат» Муборак Лутфуллаевой. Его наставница также является дирижером камерного оркестра «Туркистон» Государственной филармонии Узбекистана.
Поддержать Нозима приехало достаточно много людей из Самарканда. Это и коллеги его мамы, Лайло Умаровой, и педагоги, у которых учился Нозим в Самарканде, родственники и друзья. Этот факт отметила ведущая концерта, заслуженный деятель искусств, профессор Инесса Сергеевна Гульзарова.
Откуда такой неподдельный интерес, подумает читатель, ведь нашему герою всего 17 лет? Ответ прост: Нозим лауреат престижных республиканских конкурсов, а также международного фестиваля Open Asia, прошедшего буквально накануне за день до нашего концерта. Здесь юный музыкант занял I место, сыграв программу, которая обычно в репертуаре выпускников консерватории и маститых исполнителей. Каждое его выступление на конкурсе или участие в концертах Самарканда всегда бурно обсуждается, ведь у него чистейшая интонация исполнения. Без абсолютного слуха это невозможно.
Родился Нозим 8 мая 2007 г. в Самарканде в семье музыкантов. Мама Лайло Умарова, актриса Самаркандского областного театра музыкальной драмы, на данный момент заочно учится на IV курсе Государственного института искусств и культуры Узбекистана по своему профилю, а по первой специальности она дутаристка. Отмечу, что в этом же театре работала и бабушка Нозима - Анзират Умарова - талантливая солистка, ведущая актриса и певица, награжденная медалью «Шухрат». Она обожала Нозима, который посещал спектакли с ее участием с раннего детства вместе с мамой и даже сыграл роль в спектакле «Бременские музыканты».
Большой интерес у мальчика всегда вызывала оркестровая яма, где в составе музыкантов играл дедушка – Холбой Умаров. В свое время он учился у очень известного в нашем городе рубабиста и по совместительству директора Самаркандского училища искусств Олимбая Рахманова. Сам Холбой Умарович вел преподавательскую работу не только в музыкальных школах, но и в общеобразовательных, и в филармонии города. И, конечно, приехав на концерт внука в Ташкент, Холбой Умарович был горд Нозимом, ведь чуть ли не с рождения дочь Лайло, мать Нозима, говорила отцу, что у внука абсолютный слух.
Работая в ДМШИ №4 (Детская музыкальная школа искусств) преподавателем игры на дутаре, Лайло обратила внимание на учеников очень талантливого педагога своим «почерком» - Розы Ибрагимовой. Некогда ведущая альтистка Самаркандского театра оперы и балета, ученица Станислава Вингерта, выпускника Ташкентской консерватории, и Анатолия Коптелова, выпускника института искусств им. Гнесиных в Москве, имела свою методику обучения игре на скрипке. Работая с одаренными детьми, она их, как правило, успешно переводила в школу им. В. Успенского, либо в школу им. Р. Глиэра и даже в Москву. Посоветовавшись с ней, Лайло смело отдала своего шестилетнего сына на подготовительное отделение. Буквально с первых прослушиваний и экзаменов мальчик показывает удивительные способности.
На первом же городском конкурсе «Камалак юлдузи» в 2014 году Нозим, представляя свою школу, занял I место. В 4 классе он дает первый в своей жизни сольный концерт, где играет сразу 13 концертов различных авторов. Это было небывалое выступление! На конкурсе, посвященном Мухтару Ашрафи в 2017 году, Нозим занял III место, играя наравне со старшеклассниками сложную программу.
Успешно проучившись шесть лет в ДМШИ №4, Нозим оканчивает ДМШИ №3 у молодого преподавателя Аскара Холова, параллельно беря уроки у Фазлиддина Жаббарова, преподавателя знаменитой «Успенки».
В 2022 году он благополучно поступил в Республиканский техникум музыки и искусств, попав в класс Муборак Бахруллаевны. Теперь Нозим работает над собой не менее чем по 4-5 часов, ведь «большая сцена» Государственной консерватории Узбекистана - настоящий трамплин в мир серьезных музыкантов.
Доверительно душевную атмосферу прошедшего концерта Нозима создала профессор консерватории И. С. Гульзарова. Она рассказала слушателям краткую биографию Нозима Толибова, чем заинтересовала зрителей. Свой «Большой дебют» самаркандец открыл со знаменитого и любимого всеми музыкантами Adajio и Presto из «Сонаты для скрипки» соло N 1 g-moll И. С. Баха op.1001
В предвкушении зал замер, ожидая первые звуки, ведь солист играл один, а значит, «спрятаться» за оркестр не получится. И тут, собственно, и началась магия погружения в эпоху барокко: то переливы двойных нот, то перепады регистров и темпов, то характерные для той эпохи мелизмы.
Последующие номера - I часть 5-го A dur-го концерта В. А. Моцарта KV 219 для скрипки с оркестром и «Трелями дьявола» Дж.Тартини (под редакцией П. де Сарасате) - зрители ждали с особым напряжением. Ведь эти произведения являются «лакмусовой бумажкой», показателями высшего пилотажа. И Нозим с легкостью исполнил и двойные ноты, и деташе, и трудные флажолеты, и внезапные смены позиции сурдины. Такое исполнение столь юного дарования вызвало бурные аплодисменты и удовлетворительную улыбку дирижера М. Лутфуллаевой.
Последующие за этими номерами знаменитые фортепианные сочинения Фредерика Шопена, а именно 7-й вальс cis-moll оp.64 N 2 (переложение для скрипки и оркестра самого Н. Толибова) и ноктюрн Es – dur op. 9 N2 (переложение Пабло де Сарасате) вызвало трепетное наслаждение публики.
Исполнение знаменитого эпизода из жизни великого маэстро Николо Паганини в вариациях на четвертой струне под ред. Ф. Крейслера вызвало шквал аплодисментов. Вполне возможно, будь Паганини жив, он мог воскликнуть: «Господа, этому юноше всего 17 лет, а он уже играет мои вариации на одной четвертой струне! Этого мальчика надо запомнить».
Бурный восторг получили «Цыганские напевы» ор.20 Пабло де Сарасате, интродукция и вариации на тему из оперы Дж. Россини «Моисей в Египте» ор.24 и знаменитый 24 каприз Н. Паганини для скрипки соло ор.1. На бис Нозим и оркестр «Туркистон» исполнил «Привет любви» Э. Энгара.
Зрители долго не отпускали юное дарование со сцены! Многие брали автографы, фотографировались с Нозимом на память, дарили цветы в знак признательности за прекрасное исполнение чудесной музыки.
Среди многочисленных добрых пожеланий прозвучало одно из важнейших для начинающих виртуозов: не заболеть звездной болезнью и выдержать все испытания на пути к успеху, к новым берегам!
В добрый путь, наш земляк Нозимжон Толибов!
Эльвира ЕМЕЛЬЯНОВА,
преподаватель Самаркандской специализированной
школы искусств, музыковед.