Сад в центре Шёлкового пути

Прошлая неделя в Самарканде вошла в его летопись под знаком флоры. 65 звезд флористики из России (от Камчатки до Калининграда), Казахстана, Беларуси, Узбекистана, ОАЭ приехали в древний город на международный семинар легендарного Грегора Лерша - мастера, который вдохновляет влюбленных в цветы и красоту природы по всей планете.

Семинар в арт-резиденции "Сад в центре Шелкового пути", который организовали амбассадор голландской компании "Декорум", цветочный эксперт Варя Абросимова, старейшая в Узбекистане компания с 50-летней историей "Ташкент гуллари" и цветочный магазин "Флора" из Самарканда, стал по-настоящему местом единения творческих людей. По словам организаторов и участников, волшебная атмосфера созидания прекрасного и невероятная доброжелательность сопровождают все семинары Грегора Лерша. Тот, кто хотя бы один раз окунулся в эту атмосферу, становится посвященным в тайный мир цветов и следует за своим учителем и вдохновителем по всему свету.

Гуру флористики Грегор Лерш

Увлеченные составлением цветочных композиций на профессиональном уровне знают немецкого дизайнера, многократного победителя и лауреата международных конкурсов и фестивалей по флористике, основателя школы в Германии Грегора Лерша. Он родился и вырос в доме со старинным 160-летним садом, который выращивали пять поколений его семьи. И, конечно, это не могло не повлиять на выбор дела всей жизни. По словам Лерша, растения - это первичная жизнесила на планете, и продолжение жизни на Земле возможно только при условии существования совершенной гармонии между растениями, животными и человеком. Сам он давно живет в этой удивительной гармонии, обучая других способности чувствовать природу и созидать, не нарушая ее.

- Когда впервые приехала в 1997 году к Грегору на семинар в Бад-Нойенар (Германия), то поняла, что я ничтожество, - улыбается чемпионка Европы и России по флористике, вице-чемпионка мира Наталья Жижко из Москвы, - так я успокаиваю всех студентов, которых сейчас встречаю на семинаре у Лерша. У него особый стиль преподавания: он не говорит, как делать, он деликатно подсказывает, одновременно открывая неведомый мир цветов и природы вообще. Я много раз видела глаза его учеников, полные благоговения, и в каждом из них узнаю себя: как я училась и продолжаю учиться чувствовать все эти линии, формы, цвет. И все это благодаря Грегору - человеку-космосу, его таланту учителя. У него много книг, в которых он с немецкой скрупулезностью дает системные знания, разложив по схемам. Но, думаю, сам он работает с цветами и материалом по наитию. Его уникальность еще в том, что он постоянно развивается при всем своем опыте и возрасте. Он не теряет интереса к творчеству, и все время придумывает что-то новое.

- Грегор сильно повлиял на формирование нас как флористов не только с точки зрения профессиональной: как из ничего что-то сделать, например, корешка, палочки, проволочки. Он помог нам всем раскрыть в себе человека, - признается владелец и арт-директор сети салонов премиум-класса и студии цветов ROSCA Слава Роска (г. Москва). - Многие из нас взяли с него пример, как работать с растениями и людьми, как воплощать идеи. К сожалению, нынешний мир погряз во всяких политических разборках, люди гоняются за деньгами. Понятно, что мы все зависим от финансов, но некоторые ставят их чересчур на высокую планку, а ведь есть столько вещей, которые могут быть на первом плане - дружба, человечность, отношение друг к другу, любовь, любовь к коллегам, любовь к профессии. Сам Грегор, его метод общения и преподавания помогают выделять главное в этой жизни. Да, у Лерша мы взяли манеру работы не только с цветком, но и общения с людьми…

Магия созидания

В арт-резиденции в дни семинара было неожиданно все плотно: люди за длинными столами, масса цветов в емкостях и различного материала в коробках, стенды и много всего другого, в названиях которых можно было просто потеряться. Участники увлеченно наматывали бечевку на проволоку, делали из соломы какие-то подставки, сверлили спиленные ветки, вязали корзины, скрепляли сухие листья и веточки, аккуратно размещали цветы в колбочки с водой, которые предварительно умело были спрятаны в основу композиций. Царило оживление, над которым витал аромат роз, орхидей, лилий, лаванды и многих других представителей флоры. Как потом уточнят организаторы, мастера использовали около 180 видов растений, половина из которых прибыла из Голландии.

Грегор Лерш периодически подходил то к одному флористу, то к другому. Внимательно смотрел и тут же начинал включаться в создание композиции, что-то вытачивая, сворачивая, скручивая, вытягивая. Каждая веточка будто сама подсказывала ему и всем остальным, как с ней работать. Но впечатление, конечно, обманчиво, ибо "подсказка" и кажущаяся легкость - это результат таланта мастеров, их профессионализма и тонкого чувства стиля.

- Когда люди слышат слово "флорист", почему-то у всех сразу возникает ассоциация с цветочным букетом, на самом деле, это огромное количество направлений составления интересных композиций из различного материала, как природного, так и искусственного, - говорит флорист-дизайнер из Минска Ирина Якимович. - Грегор Лерш, к примеру, использует только природный материал - мох, ветки, сухоцветы, но иногда искусственный материал создает определенный контраст. Хорошо смотрятся в композициях и горшечные растения.

На каждый день семинара давалась  тема-задание. В первый день нужно было сделать букет на основании, которое помещается в сосуд с водой. Во второй - составить композицию на стол, при этом она не должна была превышать 30 см, чтобы не заслонять сидящих за ним людей. В третий день работали в группах по оформлению пространства.

У всех участников семинара свой стиль компоновки растений, своя цветочная и цветовая гамма. И, конечно, царила полная свобода выбора. Сам Г. Лерш в своих работах особое внимание уделяет каждому компоненту. Располагает их так, чтобы составляющие хорошо просматривались зрителем, не заслоняли друг друга. Ведь во всех них заложена неповторимая природная красота, которую нужно лишь подчеркнуть, а не исправить, тем более испортить. Главное, чтобы, по мнению мэтра, была не только "красивость", но и забота о живых растениях. Грегор Лерш обязательно помещает срезанный цветок в колбу с водой, именно поэтому для него недопустимы клеевые техники.

Все композиции учителя и его учеников создавали впечатление воздушности и невесомости. Иногда они казались чересчур простыми, а иной раз совершенно экстравагантными. Ведь большинство из нас не привыкли к подобным произведениям искусства флористики. Многие считают нормой уже не сами цветы, а обилие оберточной бумаги, в которую продавцы цветов заворачивают все наши букеты в Самарканде. Безусловно, подобный подход к красоте не приемлем для настоящих флористов и ценителей природной гармонии.

Когда нельзя словами

Существует немало известных техник и стилей составления цветочных композиций. Икебана с японской простотой линий и ассиметрией, где сухая веточка или ягодка становятся предметом созерцания и философии. Круглые композиции с обилием сезонных цветов, радующих глаз, присущи английскому стилю. Игра пространства, цвета и текстуры свойственны европейскому стилю. И, пожалуй, именно этого стиля в прошедшем семинаре было представлено больше всего. Но, как оказалось, во флористике техника - хотя и важная составляющая часть, но не самая главная.

- Цветы - настолько великолепные и совершенные создания, что лучше и не придумать человеку, - говорит флорист Анастасия Шехерина, - а потому, когда мы их срезаем и приносим в свою среду, мы их попросту губим. Но идя на такой шаг, мы должны помнить, что они умирают не просто так, они должны что-то сделать. В первую очередь, тронуть самые тонкие душевные чувства, качества человека. Поэтому все, что мы делаем с цветами, должны быть запоминающимся, чтобы это был не бездарно загубленный цветок, а сказал свое слово. А они многое могут сказать. Например, я тебя люблю. Можно тысячу раз произнести эту фразу, но цветы сделают это сильнее. Главное, букет, композиция должно быть составлены по всем правилам гармонии, законам цвета, мироздания в целом.

По мнению Натальи Жижко, флористике нужно учить всех, ее необходимо преподавать в образовательных учреждениях как вид изобразительного искусства. Каждый человек должен уметь и видеть красоту, и создавать ее для себя, своей семьи, друзей в виде цветочной композиции, букета.

Увлечение стало жизнью

Многие участники пришли в профессиональную флористику из мира увлечений цветами. Например, Роман Штенгауэр из Новосибирска, многократный чемпион России и Европы по флористике, по образованию учитель биологии. Цветы были его хобби, а потом…

- В одном достаточно большом магазине в Новосибирске проводились флористические курсы, я их окончил, а потом мне предложили поработать у них, я решил попробовать, - рассказывает Роман. - Работал поначалу помощником: газоны мыл, цветы подрезал. Названия цветов и их сорта - все это было достаточно просто, близко и понятно, так как у меня биологическое образование, всегда нравились растения и животные. Далее втянулся. Стал составлять букеты, которые нравились клиентам и владельцам компании, нравились мне самому. В общем, все остальное подзабросил и стал развиваться в направлении флористики. Сегодня увлекает лэнд-арт - гармоничные объекты в природе и с природными материалами.

Ирина Якимович обратилась к миру цветов после того, как 20 лет проработала в органах юстиции в Минске. Подполковник в отставке, она полностью погружена во флористику и сейчас просто счастлива, что решила заняться делом под душе.

- Я более 20 лет работаю в этом направлении, это у нас семейный бизнес, - говорит совладелец компании Toshkent gullari, основатель одноименной школы флористики Муборак МУХРИМОВА. - Нашему салону более 50 лет, это самый первый цветочный салон в Узбекистане. В самом начале я хотела помочь мужу временно, но цветы - это такая красота и такая творческая, интересная работа, что они перетянули, теперь цветы для меня - жизнь.

Уже история

- Это не просто семинар - это новый этап в развитии всей отрасли в нашей стране, объединивший мастеров, которые создают не только новые цветочные композиции, но и способствуют рождению новых направлений во флористике, - считает соорганизатор мероприятия, основатель и арт-директор цветочного магазина "Флора" в г. Самарканде Лилия Багаутдинова. - Самарканд с его богатой историей и архитектурой стал идеальным местом для поиска новых идей и вдохновения. За три дня создано 168 работ. Это - букеты, композиции, арт-объекты. Каждая работа неповторима и отражает настроение автора, его стиль и технику.

Все представленные работы после выставки и дефиле моделей с цветочными композициями "переехали" на лавандовую ферму на окраине Самарканда, где будет создан музей под открытым небом. Сезон лаванды объявлен открытым, а значит, еще немало самаркандцев и его гостей смогут вдохновиться идеями флористов, ведь, как уже отмечалось, каждый живой цветок в композиции установлен так, чтобы жить как можно дольше во имя красоты и высоких чувств.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.