Ребёнок – семья - школа

Как показывает мой 30-летний педагогический опыт, существенный процент детей с самого начала школьного обучения испытывает значительные трудности в освоении материала и адаптации к самому процессу. Основной причиной их неуспеха является то, что дети психологически были плохо подготовлены к новому этапу своей жизни. А ведь это очень важно при поступлении в школу ориентироваться не только на возраст ребенка, его физическую подготовку, но и психологическую.

У многих ответственных родителей будущих первоклассников перед началом учебного периода жизни их детей начинается беспокойство по этому поводу. Родители начинают искать знакомых среди учителей, чтобы узнать, готов их ребенок к такому серьезному этапу или нет. Хорошо, если при решении такого сложного вопроса им попадется квалифицированный специалист и сможет дать объективную оценку подготовке. Но бывает и по-другому, самоуспокаиваться никак нельзя. Ведь всех этих мальчишек и девчонок, которые приходят к нам в первый класс, нужно многому научить, а главное – научить их учиться, помочь стать учениками, потому что начальная школа является базой для дальнейшего развития ребенка.

В наш век скоростей, когда на плечи детей уже с раннего возраста ложится груз разной информации о жизни с ее трудностями, когда дети, в основном, предоставлены сами себе из-за огромной занятости взрослых, когда немало их рождается уже с отклонениями в здоровье из-за экологических проблем, процент “неготовых” детей резко увеличивается. Поэтому подготовка малыша к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. И ответственность за это, в первую очередь, ложится на плечи родителей и детских дошкольных учреждений.

Шести-семилетний ребенок – маленький человек, но он уже “личность”, и очень важно знать, что он может и каковы его возможности. Прежде всего, важно, чтобы он пошел в школу физически развитым и здоровым. Следующим важным условием является его педагогическая и психологическая готовность к школе. То есть, как развиты его речь, память, словарный запас, внимание, воображение, мышление, логика, познавательная активность, умение ориентироваться в пространстве. Наряду со всем этим, важное место занимает и готовность ребенка к принятию новой “социальной позиции” – положение школьника.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие первоклассники веду себя в школе, как говорится, по-детски, учатся уже неровно, а иногда не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу.

Причина подобного отношения к школе, как правило, ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень вредно. «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь? Одни двойки получать будешь? Совсем думать не хочешь, а еще в школу собираешься. В школу таких не берут” и т. д. Можно потом понять боязнь и тревогу таких детей. И сколько терпения, внимания, теплоты, любви, заботы, времени придется уделить потом таким детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. Поэтому самыми первыми и главными помощниками в решении этого вопроса являются родители и семья, которая должна уделить этому большое внимание.

Следующее звено – работа учителя. Очень часто задается один и тот же вопрос: может ли учитель, даже очень хорошо знающий и любящий детей, свое дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из своих 30-35 учеников? На этот вопрос единственный правильный ответ – должен. Он выбрал такую профессию – отдавать себя, свои знания и любовь тем, кто пришел к нему учиться. Иначе в каждом классе будет много детей “неспособных”, “неуспевающих”. И неуспевающих не потому, что их нельзя научить (ведь учиться может практически любой ребенок, не имеющий нарушений психического развития), а потому, что разных детей учить надо по-разному.

Знание психологии ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов. Это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть. Понимать и любить не только хорошего и послушного ученика, того, кто не требует особых сил, но и того, к кому нужно найти подход, время. Вот тут-то и выстраивается цепочка “ребенок – семья – школа “.

Таким образом, если родители уже приняли решение отдать ребенка в школу, лучше пройти специальный медико-педагогический отбор примерно за полгода-год. Это позволит не только определить готовность ребенка к школе, но и осуществить при необходимости ряд специальных мероприятий, дать необходимые рекомендации родителям.

Я это пишу с позиции своего опыта. Свою трудовую деятельность я начала с 17 лет. Закончив родную школу, не смогла расстаться с ней, несмотря на то, что перспектив было много, решила, что буду учить детей. Начала с преподавания русского языка в среднем звене, но очень скоро поняла, что тянет к малышам, которых люблю за их непосредственность, чистоту души, за то, что им все интересно, они хотят все знать и им нравится учиться. И вот уже 30 лет занимаюсь любимым делом.

За это время через мои руки прошло много детей. Были и такие, которых уже можно было принимать во второй класс, и такие, которые совсем ничего не знали и не могли. И вот тут возникала дилемма: какие лучше? Конечно, многие учителя скажут: “Только подготовленные дети!” Тогда возникает вопрос: «А вы-то им зачем? Зачем первый класс? Первые шаги, первые неудачи и победы?” И что они будут делать в то время, чем заниматься, когда большинство их одноклассников начнет проходить азы школьной программы?

Многие родители слишком стараются подготовить ребенка к первому классу. А потом сетуют на то, что малышу скучно и неинтересно на уроке. Конечно, в такой момент много зависит и от учителя, к которому попал такой ребенок. Если педагог работает от души, с интересом, любит свое дело, то он, подойдя дифференцированно к каждому ученику, найдет, чем его занять. Ведь главное, чтобы не потерялся интерес у ребенка к учебе, чтоб желание учиться не пропало.

А есть и такие родители, которые заняты собой, своей жизнью и которые скажут: “Зачем мне его готовить к школе? Школа для этого и есть. Вот пусть сам учитель и разбирается во всем”. Как лучше? Как быть?

Думаю, что здесь нужна как раз так называемая «золотая середина». Лучше всего, чтобы малыш, конечно, знал буквы, мог складывать их в слоги, знал их начертание, чтоб у него была развита мелкая моторика (мог раскрашивать, держать ручку или карандаш, вырезать, лепить, клеить), чтоб уел складывать и вычитать в уме в переделах 10, знать наизусть небольшие стихотворения.

В моей практике были и хорошо подготовленные дети, и такие, которые не только не могли держать ручку, но даже не понимали и не видели строку или клеточку для письма. В последнем случае только совместно с мамой, которая упустила время, врачом, с помощью терпения и любви к ребенку смогли помочь ему начать учиться наравне со всеми. Сейчас это уже ученик 8 класса, который неплохо учится, он первый мамин помощник по дому и в воспитании брата и сестры.

Были и такие, которые раскрывались только ко второму, а некоторые и к третьему классу. Конечно, это большая проблема не только для самого ребенка, но для учителя. Не всем, как известно, дается математика. И здесь снова работает терпение. Результат обязательно будет. Главное – взаимопонимание, совместная работа ребенка, семьи и учителя, любовь к детям.

Ольга СУРОВА,

учитель начальных классов

школы № 51 г. Самарканда.